Коррекционно – педагогическое воздействие на ребёнка младшего дошкольного возраста с неблагоприятными вариантами речевого развития |
Дефектология | |||
Автор: Скрыпник Лариса Дмитриевна | |||
30.05.2022 00:01 | |||
Коррекционно – педагогическое воздействие на ребёнка младшего дошкольного возраста с неблагоприятными вариантами речевого развития Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 49 «Родничок» Подготовила: Учитель-дефектолог Скрыпник Лариса Дмитриевна Успешное решение задач коррекционного обучения во многом зависит от того, насколько правильно и своевременно было определено речевое нарушение, от степени его тяжести и начала коррекционных занятий. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств. В коррекционной работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребёнка. В логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую и ручную моторику). На начальных этапах усвоения используется показ действий, а при повторениях, по мере усвоения способа действия, наглядный показ всё более «свёртывается», заменяется словесным обозначением. Кроме специальных занятий при обучении и воспитании детей применяются различные формы и методы педагогического воздействия: беседы, наблюдения, досуги, игры (сюжетно-ролевые игры для закрепления представлений об окружающем мире, дидактические игры и игры-драматизации). Например, при закреплении правильных навыков грамматических форм словоизменения и словообразования наряду с наглядными методами применяются и словесные. В логопедической работе также используются речевые упражнения. Примером их могут служить повторения слов с поставленными звуками при коррекции нарушений звукопроизношения. Использование игровых упражнений (например, рубят дрова, деревья качаются от ветра, имитация походки медведя, лисы) вызывает эмоционально-положительный настрой детей, снимает у них напряжение. Основные методы коррекционных воздействий: Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия). Например, в играх «Магазин», «Вызов врача» дети распределяют роли, с помощью масок, деталей одежды, речевых и неречевых действий создают образы людей и животных, в соответствии с ролью вступают в определенные взаимоотношения в процессе игры. В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует и активирует деятельность детей. Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения. Использование пособий облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, прослушивание магнитофонных записей, использование интерактивного стола и интерактивной доски. Использование перечисленных пособий способствует уточнению и расширению представлений детей, развитию познавательной деятельности, созданию благоприятного эмоционального фона для проведения логопедической работы. Особенности использования словесных методов определяется возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, этапом коррекционного воздействия. При работе с данной категорией детей словесные методы сочетаются с практическими и наглядными. При устранении речевого нарушения учитель-дефектолог опирается на использование игрового и наглядного методов с включением словесных. Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение. Рассказ предполагает воздействие на мышление ребёнка, его воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями. Кроме рассказа, используется пересказ сказок, литературных произведений. Организация коррекционной работы с детьми 3-4 лет с неблагоприятными вариантами речевого развития. Основная цель работы с детьми: Диагностическое направление основывается на комплексном изучении и динамическим наблюдении за развитием ребенка учителем — дефектологом. Исследования ведутся с целью выявления качественных изменений в развитии ребенка в результате проводимой коррекционной работы (сентябрь, май). Диагностический инструментарий направлен на выявление уровня развития:
Коррекционно-развивающее направление предполагает комплекс мер, воздействующих на личность ребенка в целом, преодоление индивидуальных нарушений в развитии. Достижение цели и поставленных задач достигается педагогом на подгрупповых занятиях (2 ребёнка). Подгрупповые занятия проводятся в соответствии с планом работы данной категории детей и их возрастными особенностями. Продолжительность занятий 15 минут. Тематическое планирование занятий с детьми 3-4 лет осуществляется по образовательным областям «Речевое развитие» 2. 2.2. Формы работы по образовательной области Речевое развитие
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности). 2. 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние. Конструктивное взаимодействие с родителями – один из краеугольных камней успешной деятельности учителя-дефектолога. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, коррекции. Семья была, есть и всегда будет не только главнейшим институтом, отвечающим за социальное воспроизводство населения, но и важнейшей средой формирования личности. А полноценное формирование личности невозможно без наличия правильной, грамотно оформленной, красивой речи, без подготовки детей к школьному обучению на высоком уровне. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие Принципы:
Задачи:
Методы работы с родителями заключаются в разработке четкого планирования работы с семьей в условиях ДОУ, апробации традиционных и нетрадиционных форм работы, укреплении взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса. Система взаимодействия с родителями включает:
Формы проведения:
Задачи: знакомство и обучение родителей приёмам и некоторым методам оказания коррекционной помощи детям с проблемами в развитии.
Задачи:
Задача:
Информационные стенды. Задачи:
Задачи:
Привлечение родителей к активному сотрудничеству является одной из важнейших задач, так как только в процессе совместной деятельности дошкольного образовательного учреждения и семьи удаётся максимально помочь ребёнку. Ожидаемые результаты: При реализации плана взаимодействия учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми 3-4 летнего возраста с неблагоприятными вариантами речевого развития, рассчитываю получить следующие результаты: будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста. Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком. Осознанное включение родителей в совместный с учителем–дефектологом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-дефектолога, профильных специалистов дошкольного учреждения, воспитателей и родителей.
|