Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Коррекционно – педагогическое воздействие на ребёнка младшего дошкольного возраста с неблагоприятными вариантами речевого развития
Дефектология
Автор: Скрыпник Лариса Дмитриевна   
30.05.2022 00:01

Коррекционно – педагогическое воздействие на ребёнка младшего дошкольного возраста с неблагоприятными вариантами речевого развитияКоррекционно – педагогическое воздействие на ребёнка младшего дошкольного возраста с неблагоприятными вариантами речевого развития

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 49 «Родничок»

Подготовила: Учитель-дефектолог Скрыпник Лариса Дмитриевна

Успешное решение задач коррекционного обучения во многом зависит от того, насколько правильно и своевременно было определено речевое нарушение, от степени его тяжести и начала коррекционных занятий.

Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств. В коррекционной работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребёнка.

В логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую и ручную моторику). На начальных этапах усвоения используется показ действий, а при повторениях, по мере усвоения способа действия, наглядный показ всё более «свёртывается», заменяется словесным обозначением. Кроме специальных занятий при обучении и воспитании детей применяются различные формы и методы педагогического воздействия: беседы, наблюдения, досуги, игры (сюжетно-ролевые игры для закрепления представлений об окружающем мире, дидактические игры и игры-драматизации). Например, при закреплении правильных навыков грамматических форм словоизменения и словообразования наряду с наглядными методами применяются и словесные.

В логопедической работе также используются речевые упражнения. Примером их могут служить повторения слов с поставленными звуками при коррекции нарушений звукопроизношения. Использование игровых упражнений (например, рубят дрова, деревья качаются от ветра, имитация походки медведя, лисы) вызывает эмоционально-положительный настрой детей, снимает у них напряжение.

Основные методы коррекционных воздействий:

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия). Например, в играх «Магазин», «Вызов врача» дети распределяют роли, с помощью масок, деталей одежды, речевых и неречевых действий создают образы людей и животных, в соответствии с ролью вступают в определенные взаимоотношения в процессе игры. В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует и активирует деятельность детей.

Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения. Использование пособий облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков.

К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, прослушивание магнитофонных записей, использование интерактивного стола и интерактивной доски. Использование перечисленных пособий способствует уточнению и расширению представлений детей, развитию познавательной деятельности, созданию благоприятного эмоционального фона для проведения логопедической работы.

Особенности использования словесных методов определяется возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, этапом коррекционного воздействия. При работе с данной категорией детей словесные методы сочетаются с практическими и наглядными. При устранении речевого нарушения учитель-дефектолог опирается на использование игрового и наглядного методов с включением словесных. Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение. Рассказ предполагает воздействие на мышление ребёнка, его воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями. Кроме рассказа, используется пересказ сказок, литературных произведений.

Организация коррекционной работы с детьми 3-4 лет с неблагоприятными вариантами речевого развития.

Основная цель работы с детьми:

Диагностическое направление основывается на комплексном изучении и динамическим наблюдении за развитием ребенка учителем — дефектологом. Исследования ведутся с целью выявления качественных изменений в развитии ребенка в результате проводимой коррекционной работы (сентябрь, май).

Диагностический инструментарий направлен на выявление уровня развития:

  • речи у детей 3-4 лет

Коррекционно-развивающее направление предполагает комплекс мер, воздействующих на личность ребенка в целом, преодоление индивидуальных нарушений в развитии. Достижение цели и поставленных задач достигается педагогом на подгрупповых занятиях (2 ребёнка).

Подгрупповые занятия проводятся в соответствии с планом работы данной категории детей и их возрастными особенностями. Продолжительность занятий 15 минут. Тематическое планирование занятий с детьми 3-4 лет осуществляется по образовательным областям «Речевое развитие»

2. 2.2. Формы работы по образовательной области

Речевое развитие

  • Чтение
  • Беседа
  • Рассматривание
  • Решение проблемных ситуаций
  • Разговор с детьми
  • Игра
  • Обсуждение
  • Рассказ

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности).

2. 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние. Конструктивное взаимодействие с родителями – один из краеугольных камней успешной деятельности учителя-дефектолога. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, коррекции. Семья была, есть и всегда будет не только главнейшим институтом, отвечающим за социальное воспроизводство населения, но и важнейшей средой формирования личности. А полноценное формирование личности невозможно без наличия правильной, грамотно оформленной, красивой речи, без подготовки детей к школьному обучению на высоком уровне.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие

Принципы:

  1. единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  2. взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  3. открытость дошкольного учреждения для родителей;
  4. уважение и доброжелательность друг к другу;
  5. дифференцированный подход к каждой семье;
  6. равно ответственность родителей и педагогов.

Задачи:

  1. Формирование психолого-педагогических знаний родителей;
  2. Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
  3. Оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
  4. Изучение и пропаганда лучшего семейного опыта

Методы работы с родителями заключаются в разработке четкого планирования работы с семьей в условиях ДОУ, апробации традиционных и нетрадиционных форм работы, укреплении взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса.

Система взаимодействия с родителями включает:

  • Тематические занятия «Семейного клуба». Работа клуба планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия проводятся учителем-дефектологом один раз в три месяца.

Формы проведения:

  • тематические доклады
  • плановые консультации
  • семинары
  • «Круглые столы»

Задачи: знакомство и обучение родителей приёмам и некоторым методам оказания коррекционной помощи детям с проблемами в развитии.

  • Анкетирование и опросы.

Задачи:

  • сбор необходимой информации о ребёнке и его семье
  • определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей.
  • «Выпуск газет «Ребячьи тараторки», памяток, брошюр».

Задача:

  • пропаганда психолого-педагогических знаний.

Информационные стенды.

Задачи:

  • информирование родителей об организации и содержании коррекционно-образовательной работы в дошкольном учреждении
  • пропаганда психолого-педагогических знаний.
  • Открытые занятия.

Задачи:

  • создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей.

Привлечение родителей к активному сотрудничеству является одной из важнейших задач, так как только в процессе совместной деятельности дошкольного образовательного учреждения и семьи удаётся максимально помочь ребёнку.

Ожидаемые результаты:

При реализации плана взаимодействия учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми 3-4 летнего возраста с неблагоприятными вариантами речевого развития, рассчитываю получить следующие результаты: будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста. Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–дефектологом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-дефектолога, профильных специалистов дошкольного учреждения, воспитателей и родителей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год