Развитие мышления детей с ЗПР в игре «4 лишний» |
Дефектология | |||
Автор: Пушкина Софья Ивановна | |||
04.03.2022 16:01 | |||
Развитие мышления детей с ЗПР в игре «4 лишний» Пушкина Софья Ивановна учитель-дефектолог Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 «Синяя птица» муниципального образования городской округ Люберцы Московской области г. Люберцы Психолого-педагогические исследования Р. И. Лалаевой; Е. С. Слепович; С. Г. Шевченко и др. отмечают бедность словаря детей с ЗПР, резкое преобладание пассивного словаря над активным, неумение разделять лексические единицы по семантическим признакам, непонимание значения обобщающих слов и их неадекватное употребление, вследствие чего дети не могут дифференцировать обобщающие понятия. При этом формирование понятийного словаря у детей с задержкой психического развития является необходимым условием их коррекционно-развивающего обучения. Более того работа по формированию элементарных представлений и понятий дошкольников с ЗПР выступает как одно из основных условий готовности к школьному обучению. Важно отметить, что трудности формирования понятийного словаря, познавательной и речевой сферы в целом, у данной категории детей самостоятельно не преодолеваются. Поэтому их развитие может быть обеспечено только в условиях коррекционно-развивающего обучения. Мы предлагаем серию игр "4 лишний". Эта методика направлена на коррекцию мыслительных операций. Она позволяет развивать процессы анализа, сравнения, синтеза, обобщения. Игра подразумевает 2 упражнения разного уровня сложности на каждую лексическую тему. В результате игра позволяет решать задачи не только развития мыслительных операций, но расширения и уточнения представлений об окружающем, пополнением активного и пассивного словарного запаса, закрепления основных представлений по каждой лексической теме, но самое важное — отработать обобщающие понятия, сформировать понятийный аппарат. Инструкция к заданию: «Посмотри на картинки, здесь изображены четыре предмета, 1 — лишний, он к остальным предметам не подходит. Найди его и объясни, почему ты его выбрал? Тема "Овощи", Тема "Фрукты", Тема "Мебель", Тема "Посуда", Тема "Транспорт", Тема "Одежда", Тема "Животные", Тема "Насекомые" Список литературы
|