Конспект дифференцированного занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с задержкой психоречевого развития. «Скоро лето! Явления природы. Рыбы.» |
Дефектология | |||
Автор: Остович Ольга Юрьевна | |||
29.06.2022 14:30 | |||
Конспект дифференцированного занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с задержкой психоречевого развития. «Скоро лето! Явления природы. Рыбы.» Конспект подготовил: учитель -дефектолог Остович Ольга Юрьевна Задачи дефектологические:
Задачи художественно-эстетические:
1. Развивать умение создавать поделки из цветной бумаги и бросового материала, проявляя при этом творчество и фантазию. Оборудование и материалы: аудиокассеты с записью звуков природы, «Арабесска №1» Дебюсси, иллюстрации пресноводных рыб, большие мячи наборы кеглей, тоннели, веревки, платки, пластмассовые бутыли, нити, заготовки из цветной бумаги для изготовления рыб. Место проведения: Физкультурный зал Содержание занятия Вводная часть Учитель-дефектолог: «Мы сегодня отправимся в летний лес. В лесу растут высокие деревья. Покажите, какие! А под ними растут кусты. Они не такие высокие. А какие? Покажите! (дети показывают вытягиваясь на мысочках) А под кустами растет трава, мох. Какая низкая трава (дети показывают приседая), а мох еще ниже. (дети показывают ложась на ковер) Учитель-дефектолог предлагает передать детям «характер» у деревье. Учитель-дефектолог: «У дуба, какой характер»? Дети: «Могучий, сердитый, важный, суровый». Учитель-дефектолог: «Изобразите, какой он». Дети изображают. Учитель-дефектолог: «Береза, какая»? Дети: «Нежная, плакучая, грустная», Дети изображают березу. Учитель-дефектолог: «Дети, а какой характер у цветов»? Дети: «Ландыши – нежные, ласковые. Ромашки – веселые, солнечные. Маки – яркие, хвастливые. Колокольчики – грустные, понурые. Репей – сердитый, цепляющий». Учитель-дефектолог: «Давайте покажем поляну с разными цветами. И с их разными характерами». Дети показывают. Учитель-дефектолог: «А еще в лесу много разных животных. Прямо под нами, на высокой сосне, прыгает белка с ветки на ветку. Под ногами юркнул в норку мышонок, в валежнике лакомится маленькие косолапые медвежата, в корнях ели прячется рыжая лисица. Что вы еще увидели вокруг себя»? (выслушать варианты ответов детей) Учитель-дефектолог предлагает детям имитировать движения зверей. Дети имитируют движения зверей. Учитель-дефектолог: «В лесу надо быть очень внимательными. Встаньте у самого начала лесной полянки. Когда я прокукую, как кукушка — «ку-ку», вы будете прыгать на правой ноге, когда простучу как дятел — «тук-тук-тук», вы будете прыгать на левой ноге, а когда запою, как синичка — «дзынь-дзынь-дзынь», вы будете прыгать на двух ногах». Дети выполняют. Основная часть Игра «Ручеек – река-озеро» Учитель-дефектолог: «Представьте, что все вы — вода в ручье, который медленно протекает по лесу. В ручье лежат большие камни, мимо которых протекает наш ручеек. Возьмите каждый по два платка, держите их за уголки – один в правой руке, а другой в левой. Когда зазвучит музыка, начинайте медленно поворачиваться вокруг себя. Выпрямите руки и двигайте платками медленно, мягко и плавно. (дети выполняют) Подул ветерок. Наш ручеек побежал сильнее, а теперь встаньте парами и возьмите наши платки за уголки. Подул сильный ветер, гроза, дождь. (дети изображают волну с помощью платка). Выглянуло ласковое солнышко, вода в ручье течет спокойно. А рыбки в ручейке разыгрались и одна выпрыгнула. И вода в ручейке удивляется. Давайте покажем удивление. (дети показывают) Наш ручей впадает в реку, а река в большое озеро. Все вместе поворачиваются очень медленно». (Дети соединяют платки в один большой круг и образуют озеро). Игра «Сомы, караси, налимы и ерши». Учитель-дефектолог: «Мы с вами были водой в озере, а теперь мы превратимся в рыб, обитателей нашего озера». 1 вариант Учитель-дефектолог: «Кто-то из вас будет большим сомом, кто-то маленьким юрким ершом, кто-то важным налимом, а кто-то быстрым карасем. Давайте их изобразим. (дети имитируют движение и характер выбранной рыбы) Вы не просто плаваете по озеру, а каждый должен удерживать на голове мешочек, двигаться так, чтобы мешочек не падал. Рыбка, у которой мешочек упадет, остается на месте и не может плыть дальше. Но ей может помочь другая рыбка, она наберет побольше воздуха, нырнет в глубину озера, достанет мешочек и положит его на голову рыбки. Попытайтесь определить, как мешочек чувствует себя на вашей голове? Можете красиво и спокойно плыть». (дети выполняют движения). 2 вариант Детям предлагается сесть на пол и зажать мешочек между стопами. Учитель-дефектолог: «Когда вы услышите звук колокольчика, подбросьте мешочек пальцами ног повыше и попытайтесь поймать его руками. Представьте, что мешочек это маленькая рыбка, она хочет нырнуть в воду, а вы хотите ее поймать. А теперь попробуйте перебросить свою маленькую подружку-рыбешку своему другу рыбе, а он постарается ее поймать и не сделать ей больно». (дети выполняют движения) 3 вариант. Учитель-дефектолог: «Пусть наши рыбы опустятся на самое дно озера, и попробуют «проплыть» через пещеры (тоннели), густые заросли водорослей (кегли), прокатиться на воздушном пузыре (хопы-мячи)». (дети выполняют движения). Игра «Сделаем свою рыбу» Учитель-дефектолог: «Дети вы были и рекой, и озером, и рыбами, а теперь мы попробуем с вами сделать рыбу……Посмотрите, что я для вас приготовила. (дети подходят к столу, на котором находятся заготовки для изготовления рыбы и начинают работать). Учитель-дефектолог: «Рыбы у всех получились разные, красивые, необычные, давайте их отпустим в озеро. (дети вместе с воспитателем пускают рыб в «озеро» и показывают их движения). Я летучая, прыгучая, Улетела бы за тучу я. Да соскучилась бы вскоре- До того люблю я воду». Дети двигаются подскоками по кругу. Двигаются, взмахивая руками, как крыльями. Двигаются по кругу изображая плавание при помощи движений тела и кистей рук) Итог занятия Игра «Рыбацкая сеть» Учитель-дефектолог: «На пол перед собой ровно положите полотенце, встаньте на угол полотенца босыми ногами и ухватите его пальцами ног. Скатайте его под пальцами. Представьте, что полотенце-это рыбацкая сеть, которую надо медленно вытащить из небольшого пруда. Вы хотите поймать золотую рыбку. Я буду ходить между вами, а вы можете шепнуть мне на ушко, удалось ли вам поймать золотую рыбку».
|