Дидактические пособия в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ раннего возраста |
Дефектология | |||
Автор: Калдыбаева Роза Аманатовна | |||
25.02.2022 20:32 | |||
Дидактические пособия в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ раннего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47» Подготовила: Калдыбаева Роза Аманатовна, учитель-дефектолог ЗАТО Северск 2022 Актуальной проблемой педагогики на сегодняшний день является постоянный рост числа детей с нарушениями в развитии, и важным является как можно более раннее начало работы с детьми по развитию высших психических функций. В Законе Российской Федерации «Об образовании» одним из направлений образовательной политики является создание условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации детей на основе специальных педагогических подходов. Правильная организация и содержание коррекционно-развивающей работы значительно влияют на эффективность образовательного процесса. Л.С. Выготский писал, что «... ранний возраст сенситивен во всем», называл этот возраст «золотой порой сенсорного развития», самым активным для развития эмоциональной, познавательной сферы ребенка, всех видов восприятия (сенсорно-перцептивной деятельности), непроизвольной памяти и речи. Становление этих процессов происходит в рамках общения и предметной деятельности, организованных взрослым игр и самостоятельной практики ребенка, в сформированной развивающей предметно-пространственной среде, оснащенной различным дидактическим материалом, способствующей развитию сенсорных, вестибулярных, тактильных стимулов у детей раннего возраста, развивая познавательную деятельность ребят. Хочу познакомить с дидактическим пособием «Домик для Мишки» используемый нами в работе с детьми раннего возраста. Пособие «Домик для Мишки» — это обучающий инструмент с интересными элементами, позволяющими решать воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи. В коррекционно-развивающей работе способствует развитию сенсомоторной сферы, словесно-логического мышления, тактильного восприятия, внимания, развивает творческие способности детей. В этом пособии собраны игровые задачи, направленные на развитие зрительного восприятия ребенка и его умение опознавать основные цвета, формы, величины, ориентироваться в пространстве, знакомиться с классификацией: посуда, продукты, одежда, игрушки и т.д. Дети раннего возраста моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, а у детей с ОВЗ к двум годам отсутствует «щипковый» захват, дети не могут точно и координировано выполнять движения. Пособие «Домик для Мишки» выполнен из фетра, что позволяет развивать тактильную чувствительность пальцев рук. Все детали крепятся с помощью липучек, предметно-игровое манипулирование (отрывание и приклеивание) формирует сенсомоторный навык у детей. Играя, ребенок учится обследовать предметы, выделяя их цвет, форму и усваивает сенсорные эталоны: учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности. Развивая игровой опыт ребенка, закладываем зачатки инициативности и самостоятельности. Воспитывается познавательный интерес, усидчивость. У ребенка 2-3 лет речь необходимо развивать как средство общения, то есть создавать условия, при которых дети будут учиться устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику. Дети ОВЗ имеют пассивный словарь, чаще всего ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий. Дидактическое пособие «Домик для Мишки» способствует обогащению пассивного и активного словаря ребенка, в речи педагога используются существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги, таким образом, обеспечивается взаимосвязь развития слухового восприятия и коррекции произношения речи. Малыш учится строить предложения и к концу третьего года жизни сможет составлять небольшие рассказы, ведь детей привлекает возможность взаимодействовать, знакомясь с предметом, а не только рассматривать. Любая деятельность детей третьего года жизни создает благоприятные условия для развития представлений об окружающем мире, освоению основных навыков обихода и постижение социальных норм. В игровой форме ребенок знакомиться с пространственными представлениями, элементарными математическими понятиями, такими как форма, величина, счет «один – много». Одним из обучающих методов игры — создание в ней проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка к самостоятельному, инициативному решению игровых задач, что способствует развитию мышления (Е. В. Зворыгина, H.A. Менчинская, C.Л. Новоселова). Исследования ученых говорят, что дети уже на 2-м году жизни могут решать проблемные ситуации, которые опираются на их жизненный опыт: «у Мишки грязный носик, вот платочек», «Мишка хочет пить», «Мишка собирается на прогулку». Затем возникают и «более сложные» проблемы: «Мишка заболел», «Приготовь обед для медвежонка». Далее разрешаются конфликтные ситуации: «плачет», «не хочет чего-то» и т.п. Педагогу важно поставить ребенка перед такой задачей, которая была бы ему интересна, которую он захотел бы решить самостоятельно. Если игровая проблема, поставленная перед малышом, опирается на его опыт, лежит в зоне «ближайшего развития», ребенок решает эту задачу. При этом проявляется его познавательная активность, которая выражена в том, что он сам ставит в игре проблемы и решает их, выходя за пределы игровой задачи, поставленной взрослым. Ребенка привлекает динамичность пособия, его действия становятся выразительные, эмоциональные, меняющиеся. Развивается устойчивость внимания, ребенок способен определенное время заниматься одним видом деятельности, появляются несколько взаимосвязанных между собой действий. В совместной деятельности педагога с ребенком пособие используется для развития познавательных интересов, что способствует обогащению опыта ребенка. В игровой самостоятельной деятельности детей пособие способствует закрепления умений, формированию в игре определенных правила поведения, поддержание у детей положительного эмоционального состояния. Развивается навык воспроизведения, который является одной из форм памяти и развивается в раннем возрасте, выступая как показатель обучения. Литература.
|