Особенности развития и воспитания детей с РАС в семье |
Дефектология | |||
Автор: Ишкова Наталья Сергеевна | |||
17.02.2022 22:35 | |||
Особенности развития и воспитания детей с РАС в семье Автор: дефектолог Ишкова Наталья Сергеевна Детский аутизм – распространенное нарушение психического развития ребенка. Установлено, что этот синдром встречается примерно в 3-6 случаях на 10000 детей, обнаруживается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Долгое время эта загадочная болезнь (аутизм) считалась неизлечимой. Однако уже сейчас в мире есть немало примеров успешного преодоления диагноза. В большинстве случаев это заслуга ранней диагностики, биомедицинского лечения и упорных занятий с ребенком по системе психолого-педагогической коррекции по 30-80 часов в неделю. Благодаря этому сотни семей получили надежду на исцеление и полноценную жизнь. Сегодня родители ребенка с диагнозом «аутизм» оказываются перед огромной проблемой: как организовать помощь ребенку? Где найти специалиста, у которого есть опыт работы с такими детьми? Где может обучаться такой особенный ребенок?
Итак, аутизм – это нарушение развития, которое влияет на способность ребенка общаться с другими людьми, воспринимать и понимать окружающий мир. Про таких детей часто говорят, что они «живут в себе», «с другой планеты». Спектр особенностей этого нарушения очень широк. Кто-то из аутистов очень замкнут и странен в поведении, а кто-то обучается способам коммуникации и живет, самостоятельно обслуживая себя. Ключевая роль в работе с аутичными малышами отводится родителям. Родителям ребенка – аутиста необходимо хорошо представлять себе причины состояния ребенка, особенности его диагноза, чтобы контролировать ситуацию, знать, как помочь ребенку справиться с какой-либо бытовой задачей, поддержать его. Необходимо быть уверенным в своей родительской позиции. Ребенок с РАС показывает трудное поведение вследствие своего диагноза, а не потому, что у него плохие родители. Не должно быть ложного стыда или вины за своего ребенка! Уверенная позиция родителей является весомым ресурсом для ребенка в выстраивании коммуникации с окружающим миром. Обучение ребенка – аутиста требует большого терпения, такта и стрессоустойчивости. Основная работа по воспитанию и обучению аутичного ребенка ложится на близких. «Невозможно помочь такому ребенку, если позиция его близких людей лишь пассивно страдательна». Существуют методики, разработанные специалистами, которые на практике показали стойкие положительные результаты: ABA – терапия, DIR/Floortime. Специалисты могут помочь, поддержать, но путь освоения мира аутичный ребенок может пройти только вместе с близкими. Это потребует от родителей и близких ребенка большого мужества и выдержки, которые позволят посмотреть в глаза реальности и принять правду такой, какая она есть. Семья и семейное окружение – важнейший ресурс для родителей аутичного ребенка. Только совместными усилиями можно помочь ребенку безболезненно контактировать с далеко не всегда понятным для него миром. Родителям ребенка с РАС приходится очень непросто, задача родственников не учить, не критиковать, а поддерживать их. Всем членам семьи необходимо четко следовать единым принципам и требования в воспитании и обучении, помогать друг другу и давать эмоциональную поддержку. При организации жизненного пространства ребенка с РАС необходимо придерживаться некоторых правил. Четкость распорядка и режима дня. Для такого ребенка важна абсолютная предсказуемость, постоянство, что с ним происходит каждый день. Это очень стабилизирует его эмоциональное состояние и поможет в формировании бытовых и учебных навыков. Заранее надо обсуждать и готовить ребенка к запланированному посещению общественных развлекательных мест. Не надо забывать, что походы в шумные места – цирк, театр, детские представления – всегда испытание для ребенка с РАС, он не получает от них удовольствия. Поэтому тщательно надо взвешивать и принимать решение о такой форме отдыха с ребенком. Им очень важна размеренность и предсказуемость жизни – они гуляют по определенным маршрутам, носят одну и ту же одежду, едят из определенной тарелки, определенную еду. Такие дети часто боятся больших или ростовых игрушек. Родители должны помнить, что детям с РАС очень дороги старые игрушки, разные обломки и веревочки. Они любят части игрушек больше, чем целые игрушки. Отбирать обломки у малышей ни в коем случае нельзя, а новые игрушки следует предлагать осторожно, ни в коем случае не навязывая. Такой ребенок всегда все замечает и запоминает, и неправильное поведение родителей может привести к утрате доверия к ним со стороны малыша. Поэтому очень важна постепенность освоения нового. Новое необходимо вводить порционно и очень медленно, только после того как ребенок привык к предыдущему. Очень важно правило последовательности – если ребенку сказано «нельзя» или «нет», это окончательное решение. Этого правила должны придерживаться все члены семьи, взаимодействующие с ребенком. Нельзя забывать про простоту и доступность инструкций. Лучше разбивать инструкции на максимальное количество этапов или действий. В настоящий момент родители детей-аутистов могут рассчитывать на помощь со стороны государства, коммерческих и общественных организаций. В идеале на помощь семье аутичного ребенка должна прийти целая команда профессионалов, которые должны суметь завоевать доверие ребенка. С таким ребенком обязательно много лет подряд должны заниматься специалисты различного профиля – психологи, психиатры, логопеды, дефектологи, врачи ЛФК, массажисты, тьюторы. Занятия должны проходить в атмосфере доброжелательности. Работа с аутичным ребенком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. Постоянная работа специалистов с ребенком с РАС и, желательно, его семей является залогом успешного развития и положительной динамики. При одинаковой тяжести ранних предпосылок судьба ребенка с РАС может сложиться совершенно по-разному. Родители должны надеяться и активно участвовать в абилитации ребенка вместе с командой специалистов. Детям с диагнозом аутизм и его родителям нужна наша помощь, понимание и терпимость. И если вы увидите ребёнка, орущего и катающегося по полу в супермаркете, подумайте, что он на самом деле вовсе не избалован родителями, а оглушён и напуган навалившимися на него ощущениями. Или, может быть, это единственный доступный ему способ выразить свой протест, достучаться до нас из его реальности. А его маме, в этот момент пытающейся помочь своему ребёнку, совсем не нужны замечания или неуместное внимание окружающих. Всё, что ей нужно — это просто понимание, а иногда — элементарная физическая помощь: вовремя поддержанная дверь или поданная сумка. Задача нашего общества – протянуть руку помощи особым детям и помочь им адаптироваться в нашем мире! Список литературы:
|