«Карты – помощницы для развития логического мышления детей с ЗПР» |
Дефектология | |||
Автор: Кравченко Е.Е., Политыко Н.М. | |||
11.04.2021 07:15 | |||
«Карты – помощницы для развития логического мышления детей с ЗПР»
У детей с ЗПР наблюдается задержанный темп формирования мыслительных операций, что в дальнейшем отрицательно скажется на обучении в школе. Такому ребенку сложно будет осваивать общеобразовательную школьную программу. Поэтому очень важно, чтобы педагоги детского сада, а также родители, как можно раньше начали работать над развитием мышления у детей с ЗПР. Главная особенность детей с ЗПР — это несформированность внимания, влияющего на процесс обучения. Оно неустойчиво, объём его снижен. У этих детей недостаточная продуктивность памяти, неточность и трудность воспроизведения. Память ограничена в объёме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической. Наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Наглядно – действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно – образное и, особенно, словесно – логическое. На низком уровне сформированы операции анализа, синтеза,
Речь детей с ЗПР характеризуется своими недостатками, которые легко уловимы при обычном общении. Речевая активность очень низкая, словарь беден, высказывания односложны. Плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям педагога, долго выполнять учебные задания. Для повышения речевой активности и развития логического мышления мы, совместно с учителем-логопедом, в работе стали использовать план-карты, с детьми мы их назвали: карты-помощницы. Использование в работе карт-помощниц — это уникальный и простой метод запоминания информации, который особенно эффективен для дошкольников. Основным достоинством применения карт-помощниц, в работе с дошкольниками с ЗПР стала:
Карта-помощница составляется следующим образом:
Применение карт-помощниц предполагает вариативность использования в соответствии с задачами образовательной деятельности и уровнем развития детей, степени участия детей, родителей, педагогов:
Использование карт-помощниц повышает работоспособность детей с ЗПР, так как устная работа чередуется с практической работой, составление карт-помощниц развивает мышление, как логическое, так и творческое. Развивается память. Ребенок сразу видит много информации, которая представлена наглядно. Такая информация запоминается быстро и надолго, в отличие от текста. Карты-помощницы способствуют развитию речи. Увеличивается словарный запас детей с ЗПР, повышается речевая активность. Таким образом, можно сделать вывод, что применение карт-помощниц даёт положительный результат в работе с детьми с задержкой психического развития.
|