«Интеллектуальные карты в работе с детьми с ЗПР» |
Дефектология | |||
Автор: Кравченко Елена Евгеньевна | |||
24.03.2021 06:58 | |||
«Интеллектуальные карты в работе с детьми с ЗПР» Подготовила: учитель – дефектолог МАДОУ «ДС № 15 «Солнышко» Кравченко Е.Е. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей. Стандарт дошкольного образования направлен на необходимость поиска новых средств, а именно применение современных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно: любознательность, активность; овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Развитие логического мышления у детей с ЗПР — одно из приоритетных направлений работы педагога. Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать, необходимы каждому ребенку. Одним из методов структуризации изученного материала, представления новых знаний и развитию логического мышления выступают интеллектуальные карты.
Данный метод особенно эффективен для дошкольников с задержкой психического развития, так как у них преимущественно развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод интеллект — карт помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, формирования значения слова, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отделяемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов. С помощью интеллектуальных карт ребенок чувственно познает значительное количество объектов и явлений и их свойств, а также возможность произвести сопоставление усвоенных слов с обозначаемыми объектами расширяют значения и понимание слов. Степень соотнесенности слова и образа характеризует качественную сторону словарного запаса. Рассматривая картинки с изображением, ребенок, подвязывает новое слово к данному обобщающему понятию, в результате чего формируется не только образ в памяти, но и связывается с обобщающими понятиями. Неоднократное составление интеллектуальных карт способствует систематизации знаний дошкольников; проявлению познавательной активности и интереса к процессу необходимости получения информации, развитию логического мышления. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.
|