Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование педагогической технологии «Круг» для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях домов ребёнка.
Дефектология
Автор: Семенихина Наталья Николаевна   
19.04.2021 19:00

Использование педагогической технологии «Круг» для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях домов ребёнка.Использование педагогической технологии «Круг» для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях домов ребёнка.

Учитель-дефектолог Семенихина Н.Н Куйбышевский филиал ГБУЗ НСО «РСДР» г. Куйбышев 2021

Дети, воспитывающиеся в доме ребенка — это дети, лишенные семьи, часто нежеланные. Как правило – это дети недоношенные, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного периода и родов, заболевание периода новорожденности, неблагоприятную наследственность и педагогическую запущенность. Большая часть малышей из социально-неблагополучных семей. Все дети имеют неврологические патологии различной степени тяжести.

 

По своему психическому состоянию и интеллектуальному уровню они находятся на разных ступенях развития. Последствия тяжёлого поражения ЦНС, безусловно, сказываются на развитии ребёнка.

Содержание детей в учреждениях приводит к нарушениям развития, личностным искажениям. Такие дети демонстрируют типичные признаки депривации (госпитализма, неогоспитализма), имеют показатели здоровья хуже, чем у сверстников из семей – по общей инфекционной заболеваемости, физическому, психомоторному и социальному развитию, психическому здоровью.

Т.о. в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны развития. Выраженность симптомокомплекса основного заболевания в сочетании с симптомами материнской, эмоциональной, социальной и сенсорной депривации в значительной степени усугубляет состояние детей.

Ребенок с подобными отклонениями развивается очень медленно. Но чем тяжелее состояние ребенка, тем более, а не менее он нуждается в проведении коррекционных мероприятий. Современные тенденции модернизации образования ориентированы на дальнейшее развитие системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. При данном подходе все острее встает вопрос о применении в работе современных абилитационных и адаптационных технологий в работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, а так же поиск и внедрение эффективных программ воспитания, развития и обучения детей, оставшихся без попечения родителей.

Именно поэтому наш дом ребёнка, вступив в профессиональное объединение «Ассоциация модернизации домов ребенка», встал на путь модернизации, апробировав и внедрив «модель семейного» проживания детей на основе проекта «Как дома».

Цель проекта: улучшение качества жизни, комплексной помощи и реабилитации воспитанников дома ребенка на основе современных достижений психологии детей раннего возраста.

В основу проекта «Как дома» положены «Принципы заботы с уважением» (Эмми Пиклер, 1946г.):

  • свобода самостоятельного движения и игры
  • безопасность пространства
  • предсказуемость событий, поведения взрослого, как основа чувства безопасности
  • бережное отношение к телу ребенка
  • предоставление ребенку времени.

Процесс модернизации затронул все аспекты и стороны жизни и работы дома ребенка.

В рамках проекта в доме ребенка был проведен ряд преобразований:

  • формирование безопасной, комфортной, приближенной к домашней развивающей среды в соответствии с потребностями детей раннего возраста и уровнем развития каждого ребенка
  • соблюдение стабильности социального окружения детей, уменьшение количества детей на одного взрослого (6-7 детей в группе)
  • постоянство места проживания (прекращение переводов детей из группы в группу)
  • создание разновозрастных групп и интеграция детей с особым развитием в среду типично развивающихся сверстников.

Все это привело к изменению деятельности коррекционно-педагогической службы дома ребенка в направлении семейно – центрированного, междисциплинарного взаимодействия и естественной среды для развития.

Работа в новых условиях модернизации потребовала качественных изменений коррекционно- педагогического сопровождения малышей- от индивидуальных занятий с ребёнком в кабинете – к работе на группе. Основной фокус внимания — это комфортное психоэмоциональное состояние ребёнка. Одной из новых форм организации жизни и воспитания детей стал «Семейный час». С детьми в доме ребенка много занимаются, но, главное, чего не хватает – это индивидуального общения! Часто просто гулять, говорить и слушать ребенка, вместе делать то, что ему интересно гораздо важнее, чем разработанная программа занятий. Именно эти задачи решаются в процессе проведения «семейного часа».

В группе выделено время, когда дети проводят время только с близкими взрослыми, никто из сотрудников не отвлекает и не беспокоит их в это время — это и есть так называемый «Семейный час». Проводится 2 раза в день – утром и после обеда.

Цель «Семейного часа» — поддержание процесса формирования близких, доверительных, эмоционально — отзывчивых отношений между детьми и сотрудниками; стимулирование формирования привязанности у детей к постоянному взрослому.

У детей с нарушениями развития множество психических функций и навыков формируется с запаздыванием, в том числе и навыки общения и речи, а отрыв от семьи, нахождение в условиях стационарного учреждения еще более усугубляет их состояние. Таким детям необходима специально организованная среда, в которой ребенок может увидеть других детей, начать подражать им, научиться взаимодействовать, соблюдать правила поведения. Именно поэтому в рамках проведения семейного часа совместно с педагогами группы проводим специально сконструированное игровое занятие «Круг».

Занятие с использованием технологии «КРУГ» – это ритмически организованное, не длительное по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции.

В отношении маленьких детей, переоценить значение утра просто невозможно: от того, как проходит пробуждение, утренний туалет, завтрак, зависит настроение на весь последующий день. Именно поэтому «Круг» проводится в утреннее время, в начале «Семейного часа». Круг помогает «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что всё будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным побуждает их к активности, способствует развитию общения.

Название занятия «КРУГ» продиктовано расположением его участников. Расположение детей и взрослых по кругу позволяет всем видеть друг друга, устанавливать прямой контакт глазами, даёт возможность во время занятия сосредоточить внимание друг на друге и на предлагаемых играх. Кроме того, при таком расположении они чувствуют единение друг с другом. Занимая место в круге, ребенок имеет право сесть рядом с тем, с кем хочется, с кем ему комфортно и безопасно. Во время «Круга» играем с детьми, в особой, спокойной доверительной атмосфере, учимся общаться и делиться чувствами, стремимся все время находиться в контакте с ними, поддерживать удовольствие от общения.

Для перехода от упражнения к упражнению используем дополнительные средства ( «волшебный» мешочек, рюкзачок, яркая коробочка). Он привлекает внимание и именно из него достаются все предметы, которые участвуют в играх.

Это занятие играет существенную роль в работе с детьми, имеющими нарушения общения. В момент активного участия ребенка в общей игре у него возникает переживание единства со всеми остальными участниками Круга. Это переживание очень важно для ребенка, оно является мощным стимулом для его дальнейшего развития. Для расторможенных детей, детей с полевым поведением Круг становится опорой для организации своего поведения, формирования стереотипа группового занятия. Детей с низким уровнем собственной активности это эмоциональное ритмическое занятие тонизирует, стимулирует к участию в общем действии

Основные составляющие Круга являются:

1) Приветствие. Круг начинается с приветствия. Начало занятия можно обозначать каким – либо ритуалом: например, звоним в колокольчик: Колокольчик позвени,

Наших деток собери.

Каждого малыша обязательно называем по имени, здороваемся.

Здравствуйте, ладошки, хлоп -хлоп-хлоп, (хлопаем в ладоши)

Здравствуйте, ножки, топ-топ -топ, (топаем)

Здравствуйте, губки, (вытягиваем губы вперёд)

Здравствуйте, зубки, (стучим зубками),

Здравствуй, мой носик, би-би-би.

Здравствуйте, ребята,

Всем привет!

Здравствуй, Катя (машем ручкой Кате) и т. д. здороваемся со всеми детьми

Здравствуй, правая рука, (протягивают вперед) Здравствуй, левая рука, (протягивают вперед)

Здравствуй, друг, (беремся одной рукой с соседом)

Здравствуй, друг, (беремся другой рукой)

Здравствуй, весь наш дружный круг. (Качаем руками)

«Начнём играть 2р., мы все уже пришли» — хлопки в ладоши.

«Поднимем вверх3р, мы ручки свои» — поднимаем руки над головой.

«А Катя где? А Катя здесь» — обводим глазами группу, на слово «здесь», показываем открытой ладонью на ребёнка, чьё имя произносится.

«Мы ей привет споём» — качаем раскрытой ладонью ( «приветственный жест»).

«Похлопаем в ладоши мы» — ритмичные хлопки.

«И ручкой ей махнём» — жест «привет».

2) Ритмические игры с эмоциональным заражением — основа Круга. Их целью является эмоциональное заражение и эмоциональное единение. Ритм играет важную роль в регуляции поведения ребёнка. Внешний ритм, задаваемый взрослым, помогает ребёнку проявлять собственную активность. Если движения ребёнка регулируются внешним ритмом, ему легче менять ритм. Стихи и потешки, которые сопровождаются простыми действиями (раскачивания, наклоны, хлопки и др.), вовлекают детей в эти движения. Очень нравятся малышам стихотворения с эмоциональной кульминацией, когда надо сделать акцентированное движение или крикнуть что-то (например, «Вышли мыши как-то раз», «Федя-бредя», «Шалтай-Болтай»). Хорошо активизирует детей смена ритма: наличие пауз, увеличение темпа (например, «Из-за леса, из-за гор». Рассказываем стихотворение, хлопая или топая в ритме, постепенно увеличивая темп.). В условиях ритмически организованной деятельности ребёнок может действовать без инструкций.

3) Сенсорные игры – важная составляющая Круга. Они развивают познавательный интерес и сенсорно- двигательную активность ребенка, стимулируют активность ребёнка, расширяют его сенсорный опыт. Для таких игр можно использовать листья, воду, камушки, снег, сосульки и т.д. Эти игры позволяют поднять эмоциональный тонус ребёнка, получить новые сенсорные впечатления и увидеть эмоциональную реакцию сверстников. Мы подбираем сенсорные игры в соответствии с сюжетом занятия. Обязательно связываем их со смыслом занятия. Это даёт возможность детям испытывать удовольствие от игр, способствует активному участию детей в них. Например, игра «Снег». Дети по очереди прикасаются к холодному снегу. Затем устраивается «снегопад» из бумажного снега, который посыпает всех участников Круга. Нравится малышам передавать по кругу звучащую или вибрирующую игрушку, шишку, раковину с «шумом моря», баночки с запахами, зеркальце и т.д., играть с солнечным зайчиком, фонариком, накрываться всем вместе покрывалом.

4) Игры на подражание – это игры, где несложный, ритмичный текст сочетается с простые движения. Легко включаются дети в такие игры как: «Так мы топаем ногами…», «Гули-гули-гули-гоп», «Надувала кошка шар»:

Надувала кошка шар (дуем, держась за руки)

А котенок ей мешал (топаем ногами).

Подошел и ножкой топ (топаем),

и у кошки шарик — «хлоп» (хлопаем).

Используем игры с более сложным текстом, которые требуют более разнообразных и сложных жестов. Например, «Мы охотимся на льва...», «У Маруси две ноги», «Свинка Ненила»:

Свинка Ненила сыночка хвалила: (гладим себя или соседа)

«Ты мой хорошенький, ты мой пригоженький,

Ходит бочком (руки в бока)

Ушки торчком (руки на голове)

Хвостик крючком (согнутый указательный пальчик выставлен)

Нос пятачком (кулачок у носа)»

5) Игры по правилам — направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры. Первые самые простые правила предполагают, что участники действуют по очереди. Игры по правилам направлены на активное взаимодействие между детьми. Используем простой, эмоционально насыщенный сюжет, доступные для понимания правила. Один из детей исполняет роль водящего. Чаще всего эта роль сводится к совершению одного действия — кинуть мячик кому-нибудь, передать бубен, колокольчик, выбрать кого-то из детей и позвать его к себе. Например, игры «Кидаем друг другу мячик», «Поиграй малыш наш в бубен», «Пенек»:

На болоте старый пень.

Шевелиться ему лень.

Ты, пенек, вставай,

Из болота вылезай,

Кого хочешь, выбирай.

Игра «Колокольчик»

Ведущий читает стихотворение и звонит в колокольчик.

С колокольчиком играю – динь-динь-динь (2 раза)

С колокольчиком гуляю– динь-динь-динь (2 раза).

Позвеню, покружусь, всем ребятам покажусь.

Колокольчик голубой, кто пойдёт гулять с тобой?

Кому дать, кому дать, колокольчик передать? Выбирает ребёнка и тот идёт гулять с ним.

Позвени, покружись, всем ребятам покажись.

Колокольчик голубой, кто пойдёт гулять с тобой? Отдаёт другому ребёнку.

Игра «Ох денек, какой хороший»

Ох денёк, какой хороший!

Так и хочется плясать!

Мы похлопаем в ладоши,

Миша будет танцевать.

Топай, топай веселей,

Своих ножек не жалей! (2р)

Игра повторяется с каждым ребёнком, затем вместе

6) Окончание Круга, как и приветствие, отмечаю каким-либо общим стихотворением или песенкой. Приветствие и окончание Круга не изменяются от занятия к занятию, это позволяет ребенку легче включиться в привычный ритм занятия.

Мы отзанимались,

Нам пора гулять,

Надо на прощанье

Ручкой помахать.

Круг — важный режимный момент, объединяющий детей общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня. Эти факторы способствуют более тесному контакту педагога с воспитанниками. Правильная организация утреннего круга помогает зарядить и детей, и взрослых позитивным отношением к жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дмитриева В. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет. – М.: ЭКСМО, 2011.
  2. Загвоздкин В. Вальдорфский детский сад. В созвучии с природой ребёнка. — СПб. -Москва, 2005.
  3. Зарубина Ю.Г.,. Попова М.Г Игровое занятие Круг. Сборник «Особый ребёнок. Исследования и опыт помощи» Научно-практический сборник. — М.: Теревинф, 2006 стр. 133-149.
  4. Константинова И.С. Адаптация ребёнка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ — М.: Теревинф, 2012.
  5. Музыкальные обучалочки / Е.Железнова – М.: ВЕСТЬ-ТДА, 2007.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год