И.В. Авилова , Н.А. Тарасова педагоги-психологи МБДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №8 «Солнышко», г. Ханты-Мансийск С введением инклюзивного образования в России, в группах детского сада увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Как показывает практика детям с ОВЗ не подходит общая образовательная программа детского сада. Поэтому педагоги, специалисты (психологи, логопеды, инструкторы по физической культуре, изо руководители) и родители сталкиваются с множеством проблем в обучении и воспитании детей с ОВЗ. В связи с этим нами было проведено анкетирование среди педагогов, специалистов и родителей для выявления трудностей, которые они испытывают в обучении и воспитании детей с ОВЗ.
Скачать полный конспект
По результатам анкетирования педагогов были выявлены следующие трудности, в процессе взаимодействия педагогов с детьми с ОВЗ: незнание приемов и методов при работе с детьми ОВЗ выявлено у 75% педагогов, работающих с данной категорией детей; невозможность осуществлять большинству педагогам (95%) индивидуальный подход к детям с ОВЗ, из-за большого количества детей (30 человек) в группах детского сада; низкий темп работы детей ОВЗ при проведении образовательной деятельности отметили 85% педагогов. Согласно диагностическим данным специалистов ДОУ у детей зачастую встречаются следующие затруднения в процессе освоения программы и в общении со сверстниками: отсутствует мотивация к познавательной деятельности; темп выполнения заданий очень низкий; нуждаются в постоянной помощи взрослого; низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение); низкий уровень развития речи, мышления (классификация, аналогии); трудности в пониманииинструкции; инфантилизм; нарушения координации движений; низкая самооценка; повышеннаятревожность; высокий уровень психомышечного напряжения; низкий уровень развития мелкой и крупной моторики. При анкетировании родителей были выявлены следующие трудности у детей с ОВЗ: незнание психологических возрастных особенностей развития ребенка; некомпетентность в использовании приемов и методов в воспитании особого ребенка; трудности в адаптации ребенка к группе детского сада (не идут на контакт с детьми и взрослыми, нарушения сна, истерики, негативизм и т.д.); вредные привычки у детей и т.д. Все эти выявленные трудности у педагогов, специалистов и родителей могут привести к ухудшению психологического и физического развития ребенка. Могут повлечь за собой вторичные нарушения у данной категории детей. Поэтому перед нами встал вопрос об организации комплексного индивидуального сопровождения детей с ОВЗ участниками образовательного процесса. Тем более, что в дошкольном образовании нет глобально разработанного, комплексного индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ. А таких детей с каждым днем становится все больше в детских дошкольных образовательных учреждениях. Как осуществить данное сопровождение в условиях детского сада? Как обеспечить полноценное развитие ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ? Ведь основной целью детского сада, является социализация ребенка в обществе, которая в свою очередь невозможна в реализации без эффективной организации деятельности всех участников образовательных отношений. Проанализировав опыт работы в данном направлении других психологов, нами был разработан индивидуальный маршрут и адаптирован для работы с детьми с ОВЗ в МБДОУ ЦРР-д/с №8 «Солнышко». Целью индивидуального маршрута развития ребенка с ОВЗ является организация комплексного сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) специалистами ДОУ. Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи: 1. Определить и составить структуру индивидуального образовательного маршрута (см. Приложение 1). 2. Описать условия организации сопровождения специалистов детей с ОВЗ. 3. Описать содержательные этапы индивидуального образовательного маршрута. В результате внедрения в 2012– 2013 гг. комплексного индивидуального маршрута развития сопровождения детей с ОВЗ специалистами ДОУ можно отметить следующие положительные изменения у детей с ОВЗ и родителей, выявленные в процессе диагностики педагогами, специалистами: улучшилась мелкая и крупная моторика у детей; повысилась познавательная активность; при объяснении задания взрослым, самостоятельно начали выполнять задания; повысилась самооценка; дети стали лучше понимать, обращенную к ним речь взрослого; дети стали справляться с упражнениями, требующими повторений физических движений, по показанному способу действия; у родителей повысилась психолого-педагогическая компетентность в воспитании и обучении детей. В связи с этим, можно отметить эффективность разработанного нами индивидуального маршрута для детей с ОВЗ и сделать вывод: комплексное, индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ специалистами ДОУ, позволяет благополучно социализироваться в группе детского сада, а так же гармонично развиваться в познавательной и эмоционально-волевой сфере. Приложение 1. Структура индивидуального образовательного маршрута развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья: 1. Соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ (Приложение 1.1.); 2. Информация о специалистах (воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре и др.), реализующих индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с ОВЗ (Приложение.1.2.); 3. Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (копия запрашивается у родителей); 4. Социально-демографический паспорт семьи (копия запрашивается у воспитателей); 5. Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (Приложение 1.3.); 6. Перспективные планы индивидуальной работы с ребенком специалистов, работающих с данным ребенком; 7. Журнал регистрации коррекционно-развивающей работы с ребенком (фиксирует индивидуальную образовательную деятельность специалистов по развитию ребенка: психологическое, логопедическое, физическое и музыкальное);
|