Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития посредством игр и упражнений» |
Дефектология | |||
Автор: Антипина Алёна Иннокентьевна | |||
26.10.2018 04:58 | |||
Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития посредством игр и упражнений» Антипина Алёна Иннокентьевна учитель-дефектолог первая квалификационная категория г. Усть-Илимск, 2018 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 «Зайчик» Целевая аудитория: воспитатели ДОУ, учителя-дефектологи, учителя начальных классов Цель: знакомить педагогов с методами и приемами развития памяти у дошкольников с задержкой психического развития. Задачи:
Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно отмечать, запоминать, выделять связи, отношения между явлениями. Гармоничное развитие ребенка невозможно без такого важного процесса, как память.
Работая в учреждении для дошкольников с ЗПР, я неоднократно сталкиваюсь со следующими проблемами при обучении детей: недоразвитие дифференцированного восприятия, произвольного внимания и, как следствие — логического запоминания. В основе этих трудностей могут лежать такие факторы, как слабое развитие интеллектуальной активности, несовершенство навыков и умений самоконтроля, а также интереса к учению. К тому же, количество детей с задержкой психического развития возрастает с каждым годом. К нарушениям развития памяти приводят: родовые травмы, недоразвитие одного или нескольких отделов мозга, экзогенные факторы — последствия травм, перенесенных в ранний период жизни инфекций, интоксикаций, а также психические заболевания. Возможен целый комплекс неблагоприятных условий: напряженная обстановка в семье, конфликты со сверстниками, общая ослабленность организма из-за частых ОРЗ, гиповитаминоз, педагогическая запущенность. Таким образом, развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития является актульным и своевременным фактором. В основу ФГОС нового поколения заложены идеи, которые предполагают воспитание гражданина современного общества, креативно мыслящего, умеющего находить выходы из нестандартных ситуаций в постоянно меняющихся условиях и способного к саморазвитию на протяжении всей своей жизни. Однако, как этого добиться в современных реалиях? Особенность ФГОС нового поколения: системно-деятельностный подход, который ставит главной задачей развитие личности ребенка и основан на изменении способа подачи информации: педагог не даёт информацию в готовом виде, а ставит перед воспитанниками проблему и подталкивает их к самостоятельному поиску путей её. Однако упускается существенный этап запоминания полученной новой информации и сохранения её в детской памяти. Важно помнить, что у дошкольника ведущей формой деятельности, по Л.С. Выготскому, является игровая, поэтому запоминание должно происходить в процессе игры. Я хочу вам представить игры и упражнения для формирования ментальных процессов. Работа с аудиторией. Назовите, пожалуйста, своё отчество в обратном порядке. Не готовы? Я тем самым хотела определить кто Вы? Визуалы (глаза вверх), аудиалы или кинестетики (глаза вниз). Для чего это нужно? Для дальнейшей нашей работы. Чтобы мы смотрели на своих ребятишек и понимали, кто они. Но при любой доминации полушарий 30% информации люди воспринимают зрительно. Мне показались интересными следующие факты по теме мастер-класса: Многочисленные исследования показали: на 20 неделе беременности эмбрион начинает запоминать определенные события. Память и ее свойства напрямую зависят от профессии человека. Она действительно лучше у дикторов, преподавателей, ученых, актеров. Ведь этим людям приходится запоминать большое количество текста, постоянно повторять его и изучать что-то новое. Если сравнить мозг человека с компьютером, он бы мог сохранять до 7 миллионов мегабайт информации. Чтобы улучшить долговременную память, нужно время от времени наслаждаться ароматом розмарина. Фотографии стирают память Мы помним не то, что происходило на самом деле, а то, что нас задело. Депрессия стирает воспоминания Совы страдают болезнью Альцгеймера чаще, чем жаворонки Практическая часть. Игра «Дружные картинки». Оборудование: игровое поле, фишки с картинками (по две одинаковых). Цель: развивать зрительную и пространственную память. Задачи: учить ребенка находить одинаковые предметы и образовывать пары; запоминать расположение фишек. Игровая ситуация: Было у мамы две дочки, две сестренки, Маша и Даша. Они очень любили друг друга, но иногда ссорились из-за игрушек. И тогда мама решила всегда покупать им одинаковые игрушки. Девочки перестали ссориться, берегли свои игрушки, раскладывали их по полочкам. У каждой игрушки свое место. Инструкция: Найди одинаковые картинки (фишки), покажи пару. Запомни расположение каждой пары. Ведущий переворачивает картинки вниз лицом и говорит: найди дружные (одинаковые) фишки (картинки). Игра «Хитрые шарики». Игровая ситуация: Оборудование: игровые контейнеры, шары с картинками (по две одинаковых). Цель: развивать слуховую и зрительную память. Задачи: учить называть фигуры, запоминать последовательность из фигур и самостоятельно ее выкладывать. Игровая ситуация: в магазине игрушек продавались мячи. Однажды ночью скучно стало мячам лежать на полочках. Стали они придумывать разные игры. Прыгали, катались и толкались. Вдруг один из них предложил построиться друг за другом так, чтоб получился длинный хвост. Новая игра понравилась всем, но шарики хитрили, каждый старался обогнать другого и встать перед ним. Инструкция: Запомни фигуры на шариках, последовательность шариков. Найди и разложи такие же шарики во втором ряду. Ведущий убирает один ряд шаров, а второй ряд закрывает и говорит: вспомни и построй шарики друг за другом. Игра «Волшебная карусель». Оборудование: круглое игровое поле, фишки. Цель: развивать пространственную память. Задачи: учить называть фишки, группировать их по общему признаку, запоминать расположение; восстанавливать последовательность. Игровая ситуация. В парке отдыха работала огромная карусель. Все жители города любили на ней кататься. Инструкция: Разложи фишки на игровом поле. Запомни расположение фишек. Ведущий убирает образец и просит ребенка восстановить последовательность на своем игровом поле. Какие приемы вы использовали для запоминания? Существует несколько наиболее популярных мнемонических приемов: Группировка материала. Изучаемый материал разделяется на классы или группы. Это позволяет значительно снизить нагрузку — во столько раз, на сколько групп подразделяется материал. Ассоциации. Дают возможность легче запоминать материал, связывая его с уже известным. Схематический образ. Для запоминания материала делается его схематический рисунок, используется моторное, зрительное запоминание, устанавливается логическая цепочка. Опорные пункты. Представляют собой некий план для запоминания. В качестве опоры выступают даты, названия, имена, необычные словосочетания, яркие моменты и т. д. Структурирование материала. Между частями материала устанавливаются логические, иерархические и другие связи, в итоге он начинает восприниматься как единое целое. Вывод. Как видим, развитие памяти помогает не только памяти, но и способствует гармоничному развитию других способностей человека, что и является, на мой взгляд, целью современного образования. Библиографический список:
|