Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития посредством игр и упражнений»
Дефектология
Автор: Антипина Алёна Иннокентьевна   
26.10.2018 04:58

Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития посредством игр и упражнений»Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития посредством игр и упражнений»

Антипина Алёна Иннокентьевна учитель-дефектолог первая квалификационная категория г. Усть-Илимск, 2018 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 «Зайчик»

Целевая аудитория: воспитатели ДОУ, учителя-дефектологи, учителя начальных классов

Цель: знакомить педагогов с методами и приемами развития памяти у дошкольников с задержкой психического развития.

Задачи:

  • раскрыть актуальность развития памяти у дошкольников;
  • особенности развития памяти у дошкольников с ЗПР;
  • представить свой опыт работы по развитию памяти у детей 6-7 лет с ЗПР.

Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно отмечать, запоминать, выделять связи, отношения между явлениями. Гармоничное развитие ребенка невозможно без такого важного процесса, как память.

 

Скачать конспект

Работая в учреждении для дошкольников с ЗПР, я неоднократно сталкиваюсь со следующими проблемами при обучении детей: недоразвитие дифференцированного восприятия, произвольного внимания и, как следствие — логического запоминания. В основе этих трудностей могут лежать такие факторы, как слабое развитие интеллектуальной активности, несовершенство навыков и умений самоконтроля, а также интереса к учению.

К тому же, количество детей с задержкой психического развития возрастает с каждым годом. К нарушениям развития памяти приводят: родовые травмы, недоразвитие одного или нескольких отделов мозга, экзогенные факторы — последствия травм, перенесенных в ранний период жизни инфекций, интоксикаций, а также психические заболевания. Возможен целый комплекс неблагоприятных условий: напряженная обстановка в семье, конфликты со сверстниками, общая ослабленность организма из-за частых ОРЗ, гиповитаминоз, педагогическая запущенность.

Таким образом, развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития является актульным и своевременным фактором.

В основу ФГОС нового поколения заложены идеи, которые предполагают воспитание гражданина современного общества, креативно мыслящего, умеющего находить выходы из нестандартных ситуаций в постоянно меняющихся условиях и способного к саморазвитию на протяжении всей своей жизни. Однако, как этого добиться в современных реалиях? Особенность ФГОС нового поколения: системно-деятельностный подход, который ставит главной задачей развитие личности ребенка и основан на изменении способа подачи информации: педагог не даёт информацию в готовом виде, а ставит перед воспитанниками проблему и подталкивает их к самостоятельному поиску путей её. Однако упускается существенный этап запоминания полученной новой информации и сохранения её в детской памяти.

Важно помнить, что у дошкольника ведущей формой деятельности, по Л.С. Выготскому, является игровая, поэтому запоминание должно происходить в процессе игры. Я хочу вам представить игры и упражнения для формирования ментальных процессов.

Работа с аудиторией.

Назовите, пожалуйста, своё отчество в обратном порядке. Не готовы? Я тем самым хотела определить кто Вы? Визуалы (глаза вверх), аудиалы или кинестетики (глаза вниз).

Для чего это нужно? Для дальнейшей нашей работы. Чтобы мы смотрели на своих ребятишек и понимали, кто они.

Но при любой доминации полушарий 30% информации люди воспринимают зрительно.

Мне показались интересными следующие факты по теме мастер-класса:

Многочисленные исследования показали: на 20 неделе беременности эмбрион начинает запоминать определенные события.

Память и ее свойства напрямую зависят от профессии человека. Она действительно лучше у дикторов, преподавателей, ученых, актеров. Ведь этим людям приходится запоминать большое количество текста, постоянно повторять его и изучать что-то новое.

Если сравнить мозг человека с компьютером, он бы мог сохранять до 7 миллионов мегабайт информации.

Чтобы улучшить долговременную память, нужно время от времени наслаждаться ароматом розмарина.

Фотографии стирают память

Мы помним не то, что происходило на самом деле, а то, что нас задело.

Депрессия стирает воспоминания

Совы страдают болезнью Альцгеймера чаще, чем жаворонки

Практическая часть.

Игра «Дружные картинки».

Оборудование: игровое поле, фишки с картинками (по две одинаковых).

Цель: развивать зрительную и пространственную память.

Задачи: учить ребенка находить одинаковые предметы и образовывать пары; запоминать расположение фишек.

Игровая ситуация:

Было у мамы две дочки, две сестренки, Маша и Даша. Они очень любили друг друга, но иногда ссорились из-за игрушек. И тогда мама решила всегда покупать им одинаковые игрушки. Девочки перестали ссориться, берегли свои игрушки, раскладывали их по полочкам. У каждой игрушки свое место.

Инструкция:

Найди одинаковые картинки (фишки), покажи пару.

Запомни расположение каждой пары.

Ведущий переворачивает картинки вниз лицом и говорит: найди дружные (одинаковые) фишки (картинки).

Игра «Хитрые шарики».

Игровая ситуация:

Оборудование: игровые контейнеры, шары с картинками (по две одинаковых).

Цель: развивать слуховую и зрительную память.

Задачи: учить называть фигуры, запоминать последовательность из фигур и самостоятельно ее выкладывать.

Игровая ситуация: в магазине игрушек продавались мячи. Однажды ночью скучно стало мячам лежать на полочках. Стали они придумывать разные игры. Прыгали, катались и толкались. Вдруг один из них предложил построиться друг за другом так, чтоб получился длинный хвост. Новая игра понравилась всем, но шарики хитрили, каждый старался обогнать другого и встать перед ним.

Инструкция:

Запомни фигуры на шариках, последовательность шариков.

Найди и разложи такие же шарики во втором ряду.

Ведущий убирает один ряд шаров, а второй ряд закрывает и говорит: вспомни и построй шарики друг за другом.

Игра «Волшебная карусель».

Оборудование: круглое игровое поле, фишки.

Цель: развивать пространственную память.

Задачи: учить называть фишки, группировать их по общему признаку, запоминать расположение; восстанавливать последовательность.

Игровая ситуация.

В парке отдыха работала огромная карусель. Все жители города любили на ней кататься.

Инструкция:

Разложи фишки на игровом поле.

Запомни расположение фишек.

Ведущий убирает образец и просит ребенка восстановить последовательность на своем игровом поле.

Какие приемы вы использовали для запоминания?

Существует несколько наиболее популярных мнемонических приемов:

Группировка материала.

Изучаемый материал разделяется на классы или группы. Это позволяет значительно снизить нагрузку — во столько раз, на сколько групп подразделяется материал.

Ассоциации.

Дают возможность легче запоминать материал, связывая его с уже известным.

Схематический образ.

Для запоминания материала делается его схематический рисунок, используется моторное, зрительное запоминание, устанавливается логическая цепочка.

Опорные пункты.

Представляют собой некий план для запоминания. В качестве опоры выступают даты, названия, имена, необычные словосочетания, яркие моменты и т. д.

Структурирование материала.

Между частями материала устанавливаются логические, иерархические и другие связи, в итоге он начинает восприниматься как единое целое.

Вывод.

Как видим, развитие памяти помогает не только памяти, но и способствует гармоничному развитию других способностей человека, что и является, на мой взгляд, целью современного образования.

Библиографический список:

  • Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития // Воспит. и обуч. детей с наруш. в развитии. – 2004. — № 1. – с. 10
  • Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Н.Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2002 – 64 с. (Коррекционно-развивающе обучение и воспитание дошкольников с ЗПР) – Режим доступа: http: //wwwklex. ru/ bmp
  • Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.
  • Волковская, Т.Н. Генезис проблемы изучения задержки психического развития у детей [Текст] / Т.Н. Волковская//Коррекционная педагогика. – 2003. — №2. -С. 5-17
  • Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов/ ОН. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. -375, [1]с.: ил. – (Писихологический практикум).
  • Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет/О. Н. Истратова. – Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 317, [1]с.: ил. – (Писихологический практикум).
  • Методика психолого – педагогического обследования дошкольников с задержкой психического развития: учебно – методическое пособие / под науч. редакцией проф. Н. В. Новоторцевой. — Ярославль: Изд –во ЯГПУ, 2008. -111с.
  • Плигин, А.А. Образовательные компоненты и разработка внутрисубъектных образовательных технологий / А.А. Плигин // Психология обучения. — 2009. — №5. — С. 50-52.
  • Слепович Е.С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте. – М.: Владос, 1994. – 124с.
  • Тесты для подготовки к школе. [Текст] / Авт. — сост. Е.Сеничева М.: Мой МирГмб Ко. КГ, 2007. – 256с. – (Азбука дошкольного воспитания).
  • Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //www. vedu. ru/BigEncDic/34640.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год