Мастер-класс «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений» |
Дефектология | |||
Автор: Саргас Надежда Борисовна | |||
21.10.2018 15:05 | |||
Мастер-класс «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений» Управление образования Администрации г. Усть-Илимска Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 «Зайчик» Фестиваль «Палитра мастер–классов» Направление: «Есть идея!» Подготовила: Саргас Надежда Борисовна МБДОУ д/с № 25 «Зайчик» учитель-дефектолог высшая квалификационная категория г. Усть-Илимск, 20 «Внимание маленького ребёнка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему». Дошкольное детство – чрезвычайно важный период развития человека. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.
Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а следовательно, и внимание претерпевает изменения. Внимание – важная сторона познавательной деятельности, это сосредоточенность на чём-либо. Оно связано с интересами, склонностями ребёнка, от его особенностей зависят такие качества: наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребёнком доступного для него объёма знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребёнок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания. Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями Внимание обладает свойствами такими как: объём, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Нарушение каждого из свойств, приводит к трудностям в функционировании внимания как процесса, как следствие к отклонениям в деятельности ребёнка. Виды внимания Непроизвольное внимание – непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Произвольное внимание являются слова активное и волевое т.е. подчеркивает активную позицию личности при сосредоточенности внимания на объекте. Внимание в психологии — это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой. Для памяти процесс внимания выступает как фактор, помогающий удерживать информацию в кратковременной памяти. Для мышления человека внимание является основой для правильного понимания и решения задач. Изучение психолого-педагогической литературы позволило выявить проблему в развитии внимания у детей дошкольного возраста — распылённость, рассеянность, неустойчивости, узости внимания, – это показатели недостаточного развития таких свойств внимания, как концентрация, переключение, устойчивость, распределение и объём. Наиболее важными чертами отклонения внимания являются показатели уровня развития данного психического процесса, которое проявляется в особенностях непроизвольного и произвольного внимания. Проблема обучения детей с ЗПР разрабатывалась отечественными учеными: К.С. Лебединской, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.И. Лубовским, Н.А. Цыпиной, Л.И. Переслени, В.В. Лебединским, И.Ф. Марковской, У.В. Ульенковой и другими. Все исследователи отмечают, что у детей с задержкой психического развития отмечаются несформированность разных свойств внимания. Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные психологи и педагоги: Э. Титченер, Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо. Среди отечественных ученых, занимавшихся изучением внимания, были С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева, Н.Н. Ланге, Ю.В. Гиппенрейтер и многие другие. Внимание ребёнка формируется в практической деятельности. Игра и есть та деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка. Является одним из могучих средств обучения и воспитания, в которой ребёнок осваивает эмоционально, а затем интеллектуально всю систему человеческих отношений. Она позволяет развивать внимание, мышление и другие психические процессы, поэтому в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи, игры занимают не только значительное место, но и представлены во всём их многообразии: сюжетно-ролевые, дидактические, хороводные, подвижные и т.д. Именно поэтому развитие внимания детей с ЗПР и определение оптимальных путей коррекции нарушений внимания у данной категории дошкольников определяют актуальность, теоретическую и практическую значимость выбранной мною темы: «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений». Следовательно, необходимо развивать у дошкольника способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче, быстро переключать внимание с одного объекта на другой, научить подчинять свое внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства. В процессе работы над развитием внимания у дошкольников, следую базовым принципам:
Взаимодействие с детьми должно носить системный и конструктивный характер, реализоваться через различные организационные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные и т. д.), интегрированные мероприятия в содружестве с другими специалистами и родителями. Поддерживать эмоциональное благополучие в процессе деятельности детско-взрослого коллектива. Поощрять индивидуальность и инициативу ребенка. Устанавливать правила взаимодействия в разных ситуациях. Обеспечивать возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Следовать принципу: не рядом, а вместе! Вывод: чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Ведь обучение в школе ставит перед учениками задачи, не похожие на те, которые он привык решать в детском саду во время игр. Рассмотрим несколько игр, позволяющих развить виды и свойства внимания и активизировать связную речь у ребенка. Уважаемые педагоги хотела бы начать с вопроса, когда вы усаживались на свои места, что привлекло ваше внимание? Правильно цифры, а вы запомнили какие? (чётные и не чётные). Игра на произвольность внимания.
Предлагают рассмотреть узор из ракушек, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на карточке с окошечками. (Можно использовать цифры, буквы, картинки по лексическим темам). 3. Игра на развитие концентрации внимания, памяти, логика. «Игра с геометрическими фигурами (форма-цвет-размер)» Все геометрические фигуры разного цвета, размера и формы выкладываются на стол в произвольном порядке. Взрослый берет одну фигуру и предлагает ребенку найти другую по одному из указаний: измени только форму (т. е. оставь цвет и размер), измени только цвет, измени только размер, измени только форму и цвет, измени только форму и размер, измени форму, цвет, размер 4. «Сделай как я» Игра на развитие концентрации внимания, памяти. Возьмите счетные палочки и выложите произвольную композицию, затем на 1 — 2 секунды покажите ее ребенку. Он из своих палочек должен выложить точно такую же фигуру по памяти. В этой игре также можно поменяться с ребенком ролями. Предложите ему выложить композицию, сделайте в своей композиции ошибку (мозаика или постройка и кубиков) 5. Игра на развитие устойчивости, распределения и переключения внимания. «Найди всех цыплят?» Вы направьте острый взгляд, И каждый результату будет рад. 6. Игра на развитие, распределения и переключения внимания А теперь вы художницы у нас, Василисы высший класс Вы скорее посмотрите и цвета все назовите! (работа с карточками: Василисы, и какие цвета были использованы в рисунках). 7. Игра на развитие объема внимания, обогащение словаря. Ленточку передавай, слова быстрее называй «Кто быстрее и больше?» Педагог показывает детям ленточки разных цветов. Задача дошкольников состоит в том, чтобы назвать как можно больше предметов, овощей, фруктов, животных и т.п., которые соотвествуют определённому цвету. Например: жёлтый – груша, карандаш, солнце, лимон…; красный – яблоко, помидор, вишня… зелёный – жаба, кузнечик, огурец, трава… и т.д. 8. Игра на развитие концентрации внимания, слуховое внимание. Дни недели. Педагог в быстром темпе называет дни: на буднях дети хлопают в ладоши, в выходные — действий нет. 9. Игра «Срисуй по клеточкам». Ребенку дают лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам. 10. Игра на развитие концентрации внимания, память, логика «Сколько ты насчитал … (кукол)?» Работа с карточками 11. «Помоги Игра на развитие объема и концентрации внимания. Давайте вспомним Новый год, кто больше Снеговику игрушек найдёт? 12. Игра на развитие устойчивости, распределения и переключения внимания. «Что перепутал художник?» 13. Игра на развитие концентрации внимания «Лабиринты» «Соедени цифру с буквой» Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша (более старшие дети, зрительно) Лабиринт пройдём мы смело, хоть и не лёгкое это дело 14. Игра на развитие концентрации внимания «Обводим картинку». Из точек составляют рисунок, и предлагают ребенку соединить их линией. 15. Для развития слухового внимания можно предложить детям такие игры: «Исправь предложение», когда нужно ложную информацию заменить на верную. Например: «Осенью часто идет снег» или «Шарф надевают на ноги» и т. д. Или исправь слова в предложении: Мы слепили высокую ГОРКА, Мама купила Маше красивую ЮБКА. Так же «Стихи небылицы» Есть ли в поле светлячки? Есть ли берег у ручья? При достаточно сформированном словаре можно предложить игры с близкими по звучанию словами, на пример: Закричал охотник: «Ой, Двери гонятся за мной!» Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный Лук с длинными усами. Говорят, один рыбак в речке выловил башмак, Но зато ему потом на крючок попался Дом. Мы собрали васильки, на голове у нас Щенки. Русская красавица своей коЗою славится. Тащит мышонок в норку огромную хлебную Горку. Поэт закончил строчку, в конце поставил Дочку. По ходу прочтения, уточнять, все ли поэт написал правильно. Если нет, то где ошибка. Внимание — имеет огромное значение в жизни детей. Именно оно делает все психические процессы полноценными. Развитие свойств и видов внимания дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него нового материала, от характера деятельности, которую выполняет ребёнок. Мы с вами хорошо поработали и в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, а на другой радость. Чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты! Всем спасибо! Надеюсь, что приведенные игры и упражнения заинтересовали вас, и вы будете использовать их для решения педагогических и коррекционных задач в своей практике. Уверена, что у вас появились собственные идеи дидактических заданий, направленных на развитие внимания и памяти, графомоторных навыков. Рефлексия. - Уважаемые коллеги, прошу вас заполнить «Карту «Отзыв-взаимодействие». «Карта «Отзыв-взаимодействие»
Благодарю за сотрудничество! Список литературы:
|