Значение игровой деятельности в устранении заикания у дошкольников |
Дефектология | |||
Автор: Шилейко Елена Валентиновна | |||
26.10.2018 18:55 | |||
Значение игровой деятельности в устранении заикания у дошкольников Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее интенсивного формирования их речи и имеет тенденцию к обрастанию стойкими невротическими наслоениями с последующим искажением личностного развития ребёнка. Система коррекции заикания предполагает использование комплексного воздействия на заикающегося ребёнка, а так же осуществление дифференцированного подхода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося. Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Возникнув в раннем детстве на основе подражания и манипулятивных действий с предметами, игра на протяжении дошкольного периода становится для ребёнка формой активного творческого отражения окружающей его жизни.
Она способствует развитию познавательных и нравственных сил дошкольников, благодаря тому, что ребёнок воспроизводит в действиях и речи жизнь взрослых людей, эмоционально откликается на неё, оперирует знаниями, уточняет и обогащает их. Через развитие в игре самостоятельности, инициативы, организаторских способностей дети осваивают опыт человеческих отношений. В игровой деятельности формируется умение управлять своим поведением через освоение в процессе игр правил, выработанных взрослыми. Следовательно, игровая деятельность становится средством воспитания детей под влиянием целенаправленного, преднамеренного руководства. Именно поэтому в игре наиболее эффективно можно осуществить коррекционное воздействие на речь и личность заикающихся. Именно в игре легче всего отрабатывать лексико-грамматические категории. Например, игру «Магазин одежды» можно использовать для обогащения словаря по теме «Одежда», для усвоения грамматических категорий «несклоняемые существительные (пальто, кашне)», «родительный падеж множественного числа имён существительных (чего много в магазине? Чего нет в магазине?) Для заикающихся детей 4-7 лет характерна несформированность навыка коллективного общения и отношения к коллективу играющих сверстников. Эти особенности обуславливают недоразвитие общественного поведения заикающихся детей. В результате динамического психолого-педагогического исследования игровой активности заикающихся детей можно определить их принадлежность к одной из следующих групп: Группа А – дети способны предложить тему игры и принять её от сверстников, распределить роли и согласиться на роль, предложенную товарищами. Они активно участвуют в приготовлении игрового места, вносят предложения по сюжету, согласовывают свои замыслы с действиями сверстников, выполняют правила и требуют выполнения от участников игры. Группа Б – дети принимают тему игры и умеют предложить её самим, распределить роли, дать указания в ходе подготовки игрового места, иногда конфликтуя при эжтом с детьми. В процессе игры они навязывают играющим свой сюжет, не умеют и не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников игры, нарушаюи её правила. Группа В – дети принимают тему игры и роль от товарищей, активно со всеми вместе готовят игровое место. По ходу игры высказываются редко, свою деятельность согласовывают с замыслом товарищей, выслушивая от них пожелания по поводу исполнения роли. Правила игры выполняют, своих правил не устанавливают и не требуют исполнения правил от играющих товарищей. Группа Г – дети способны играть, только принимая тему и роль от сверстников или взрослого, игровое место готовят по указанию более активных участников игры или с помощью взрослого; предложения по сюжету высказывают, действия с замыслом играющих согласовывают только по совету более активных детей. Правила игры соблюдают только под контролем взрослого или играющих; отмечается пассивность. Группа Д – дети редко участвуют в игре сами, затрудняются входить в игру даже после предложения темы и роли товарищем или взрослым. По подсказке других готовят игровое место и в ходе игры выполняют действия и правила, предложенные играющими; выраженная пассивность, полное подчинение решениям товарищей. К дидактическим играм относятся разнообразные игры на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания, игрыс разнообразными игрушками: матрёшками, пирамидами, домино, лото и т.д. Дидактические игры развивают слуховое восприятие, внимание, мелкую моторику, подражательность, произвольную память. Строго упорядоченные правила и действия ставят всех заикающихся детей в равное положение, что способствует у них дисциплинированности и собранности. Дидактические игры, помимо формирования у детей правильной речи, также дают им определённые знания, обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, психические процессы и, прежде всего, познавательные. Игры с пением очень полезны для заикающихся детей. В таких играх – хороводах и играх-инсценировка используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодичным началом и простой песенно-ритмической основой. Игры с пением положительно воздействуют на речь, так как развивают у детей произвольное поведение, нормализует переключаемость процессов возбуждения и торможения. Кроме того, они воспитывают находчивость, волю и умение планировать ряд последовательных движений, развивают внимание, совершенствуют просодические компоненты речи. Подвижные игры формируют общую моторику. Чтобы не нарушать у детей, страдающих заиканием, темпы дыхания и речи, с ними проводят игры средней и малой подвижности. В играх с простыми движениями с мчом, обручем, лентой, флажками дети передают общий характер движений, координируют движения рук, ног, сочетают движения с речью. Подвижные игры воспитывают у детей организующее поведение, самостоятельность, выдержку, чувство товарищества. Творческие игры возможны на высоком уровне самостоятельности и смоорганизации детей в деятельности. Они формируют у заикающихся детей умение выполнять правила поведения в той или иной роли, соблюдать требования партнёрства, разрешать возникающие конфликты. В коррекционно-воспитательной работе заикающимися детьми все игры используются с учётом ряда принципов:
Закрепление навыков активного поведения и правильной речи осуществляются во всех видах игр, но преимущественно в дидактических и творческих играх, и готовит детей к разным игровым ситуациям. Для логопедической практики с заикающимися дошкольниками большое значение имеет основной вид деятельности ребёнка – игра, которая является источником его нравственного и умственного развития, условием формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося, благодаря тому, что игровая деятельность способствует созданию ситуаций, в которых ребёнок чувствует себя раскованно, свободно говорит, легче приобретает мыслительные, речевые и моторные навыки. В конечном итоге, заикающиеся дети, усвоив навыки правильной речи и знания, определённые программой С.А. Мироновой, далее обучаются и воспитываются в условиях нормально говорящих сверстников и взрослых.
|