Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР. |
Дефектология | |||
Автор: Соколова Людмила Викторовна | |||
24.05.2015 08:48 | |||
Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР. В настоящее время, в силу социально-экономических преобразований, происходящих в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии, особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи названной категории детей.
Особенностями их познавательной сферы являются: недостаточная сформированность произвольного внимания и дефицитарность основных свойств внимания (концентрации, объема, распределения), снижение непроизвольного запоминания. Явное отставание у группы детей с ЗПР наблюдается и при анализе их мыслительных процессов. Отставание характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстракции, переноса. Наряду с отставанием в развитии психических функций, характерной особенностью для детей с задержкой психического развития является слабость волевых процессов, эмоциональная неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность. Недостаточен уровень сформированности общей способности к учению. Для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с замыслом. У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности и дефицита внимания, импульсивности, а также повышение уровня тревожности и агрессии. Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с задержкой психического развития требует дифференцированного подхода к коррекции. Учитывая возраст детей, актуальными становятся все виды терапии и коррекции искусством: музыкальная, игровая, танцевальная, телесно-двигательная терапия и сказкотерапия. Терапия и коррекция искусством построены на связи научных и прикладных направлений, имеющих общие основания. Они используются в целях оздоровления, развития, воспитания и социализации субъекта посредством форм, видов, средств различных искусств. Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми с ЗПР является сказкотерапия, которая обладает диагностической, коррекционной, реабилитационной, психотерапевтической, социальной функциями, а в дошкольном возрасте позволяет решить множество задач. С помощью сказкотерапии можно выявить психическое развитие ребенка, отношение к себе и окружающим, скрытые мотивы поведения. Применение данного метода позволяет решать ряд педагогических и психологических проблем, возникающих у детей дошкольного возраста с ЗПР. В частности, посредством сказкотерапии педагог способствует развитию творческого и образного мышления, фонематического слуха, совершенствованию вербального языка, умению устанавливать причинно-следственные связи. Сказкотерапия особенно эффективна при оказании педагогической помощи дошкольникам и младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении. В психологической работе имеется широкий спектр показаний для проведения сказкотерапии. Вот некоторые из них: искаженная самооценка, низкая степень самопринятия, повышенная тревожность, агрессивность, страхи, конфликтность и др. Проблемы психолого-педагогического характера решаются через проигрывание сказок, сочинение сказочных историй, обсуждение сюжетной линии и героев, разрешение конфликтных ситуаций. Сказка играет большую роль в жизни дошкольника, в его психическом развитии. Метафора обеспечивает контакт между правым и левым полушариями мозга. Известно, что левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое мышление, тогда как правое – это своего рода гуманитарное, творческое начало, отвечающее за фантазии. Поэтому в процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл и линию сюжета, а правое полушарие в это время свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. Известно, художественное произведение влияет как на развитие отдельных психических функций, так и, что особенно важно, на формирование личности ребенка в целом. Восприятие сказки – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – знакомство с явлениями окружающей действительности через искусство. Через искусство можно помочь ребенку яснее мыслить и глубже чувствовать. Важнейший сдвиг, который происходит в дошкольном возрасте, заключается в развитии способности мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Слушание сказки, наряду с творческими играми, имеет важнейшее значение для формирования нового вида внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность. В восприятии художественного произведения дошкольникне эгоцентричен. Постепенно он научается становиться на позицию героя, мысленно ему содействовать, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач. Формирование в дошкольном возрасте этой внутренней деятельности позволяет ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, что имеет решающее значение для последующего психического развития. Огромное влияние сказки на ребенка заключается в том, что восприятие сказки не только приводит к приобретению отдельных знаний и умений, к формированию отдельных психический процессов, но и изменяет общее отношение к действительности, способствует возникновению новых, более высоких мотивов деятельности ребенка. На осознаваемом, вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы все равно присутствует, то есть изменения часто происходят на подсознательном уровне. Таким образом, введение сказкотерапии в процесс работы с детьми с ЗПР позволит педагогу стимулировать развитие гностических процессов, интеллекта, моторики и скорректировать психологические проблемы.
|