Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности.
Дефектология
Автор: Кузнецова Галина Геннадьевна   
30.04.2015 14:27

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности.Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности.

Кузнецова Галина Геннадьевна учитель –дефектолог МКДОУ «Солнышко» г. Куйбышев, Новосибирская область.

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышц рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей.

 

Согласно Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И. Плаксиной провожу коррекционную работу по 3 основным направлениям: развитие зрительного восприятия, ориентировке в пространстве и социально-бытовой ориентировки. Раздел работы по развитию осязания и мелкой моторики входит в каждое занятие. Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой или группой в зависимости от развития осязательной чувствительности и моторики рук, а также содержания занятия.

Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.

Рассмотрим подробнее специальные коррекционные занятия по развитию осязания и мелкой моторики. Вводные занятия посвящаем знакомству детей со строением рук, названиям пальцев, их функциональным назначением. Учим выполнять различные действия всей рукой и каждым пальцем в отдельности. «Две руки идут на встречу, друг другу», «Спрячем мизинец в кулачке другой руки», и др. Подобные упражнения помогают запомнить названия каждого пальца и понять возможности использования рук. Пальчиковые игры организуются во вводной части занятий или после напряженной зрительной работы в качестве активного отдыха. Они развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание.

Затем коррекционная работа ведётся по этапам.

  • I этап Формируем у детей последовательное осязательное обследование игрушек, предметов ближайшего окружения по плану
  • II этап: Учим детей свои действия при осязательном обследовании сочетать с целенаправленным зрительным восприятием. С целью обучения детей зрительному контролю за действием своих рук предлагаем задания.
  • III этап: Учим детей обследовать и узнавать игрушки, предметы геометрические эталоны, только осязательно.

По мере развития у детей навыков осязательного восприятия и действий с предметами на одном занятии объединяю различные виды деятельности, исходя из познавательных возможностей детей и степени овладения ими материала программы. Дозирую время на изучение разделов программы в зависимости от успешного овладения детьми навыков осязательного восприятия или приёмов конкретной предметно-практической деятельности.

Работу провожу во взаимодействии с воспитателями группы. Мною осуществляет опережающее обучение, предварительное ознакомление детей с тем, что будет преподнесено на занятиях воспитателей. Готовлю детей к овладению трудными видами деятельности, формирую алгоритм действий, показываю и обрабатываю способы зрительного, осязательного, слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира. Воспитатель закрепляет, совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира и действий в нём, которые сформированы у детей на коррекционных занятиях, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой).

Те, кто работает с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движении: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

В своей работе по формированию навыков осязания и мелкой моторики использую различные виды предметно-практической деятельности: аппликационная лепка, лепки из глины, пластилина, работа со штампами, работа с мозаикой, конструктором разного размера, учитывая зрительную нагрузку и уровень развития мелкой моторики. Для детей со сходящимся косоглазием предлагается геометрическая мозаика на фланелеграфе, а также магнитная мозаика.

На занятиях, в свободной деятельности используется также нанизывание бус разного размера, плетение ковриков, шнуровки, застежки, работа с природным материалом, палочками, бумагой, фольгой, нитями.

Обучение элементам рисования: работа с линейкой обводка по трафаретам, штриховка и раскрашивание. Это способствует развитию ручной умелости, а главное повышает остроту зрения у детей с амблиопией.

Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и общения. Использование разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие тонких движений рук, играют огромную роль в развитии мелкой моторики и осязания.

В ходе работы с детьми 4-7 лет по развитию сенсорной культуры, ориентировки на плоскости и мелкой моторики у меня возникла необходимость в подборе, а в дальнейшем и в разработке многофункциональных пособий и игр, то есть направленных на решение одновременно нескольких задач, что и было сделано.

В течении нескольких лет я обогащала предметно-развивающую среду разнообразными коррекционно-дидактическим играми: «Геометрическое лото», «Протяни дорожку», «Волшебные резиночки», «Рыбачок», «Фоновый экран». В процессе работы возникали новые идеи по разработке и созданию пособий с использованием, фланелеграфа, магнитной доски. Представленные игры, можно изготовить самостоятельно. Работа по созданию пособий своими руками продолжается.

Некоторые пособия изменяются, совершенствуются. Пожалуй, самым ценным и важным стало для меня эмоциональное отношение детей к заданиям, играм. Дети проявляют к ним устойчивый интерес. Дети стали внимательнее, усидчивее, добросовестнее. Активное использование предметно-практического обучения в разных видах деятельности через коррекционные игры, упражнения, задания обеспечивает ребенку практическую ориентировку в окружающей действительности.

Заметно активизируется зрительная ориентация в окружающем его мире, а в сочетании с лечебно-восстановительной работой наблюдается положительная динамика повышения остроты зрения детей до 80-90% Таким образом, для того, чтобы ребенок с нарушением зрения мог в совершенстве овладеть навыком осязания, у него должны быть развиты тонкие движении пальцев рук.

Организованная предметно-практическая деятельность дошкольников с ОВЗ позволяет совершенствовать и развивать мелкую моторику рук. Для развития творчества детей очень важен такой момент, как уважение к его результатам со стороны окружающих людей.

С этой целью в нашем дошкольном учреждении действует постоянная выставка детских работ, которая служит и украшением интерьера. Это стимулирует творческую деятельность дошкольников.

В рамках предметной — практической деятельности создаются условия для развития таких личностных качеств ребенка, как самостоятельность и целенаправленность. У детей формируется стремление к достижению правильного результата своей деятельности. Достижения в предметно-практической деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для ребенка способом утверждения собственного достоинства, мерой своего Я.

Результатом данной работы является участие моих воспитанников в конкурсах разного уровня, на которых работы детей неоднократно отмечены дипломами победителей, грамотами и благодарственными письмами.

Предметно-практическая деятельность обогащает чувственный опыт, учит быть внимательным к тому, что окружает. Формирование предметно-практических действий детей создает основу для развития речи и ее коммуникативной функции, развивает мелкую моторику, зрительное восприятие, является базой для мыслительных операций, ориентировочно-поисковой деятельности, которая, в свою очередь, выступает в качестве основы познавательного развития.

Таким образом, развитие осязания и мелкой моторики в процессе предметно- практической деятельности помогает ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет, и быть успешным.

Литература:

  1. Программы специальных образовательных учреждений IV вида под редакцией Л.И. Плаксиной. М «Просвещение» 1997
  2. Шипицина Л.М. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год