Сопровождение детей, имеющих расстройства аутистического спектра в дошкольной образовательной организации. |
Дефектология | |||
Автор: Задорина Марина Николаевна | |||
08.12.2015 19:24 | |||
Сопровождение детей, имеющих расстройства аутистического спектра в дошкольной образовательной организации. Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является неотъемлемой частью деятельности любого образовательного учреждения, особенно актуально это по отношению к детям с расстройствами аутистического спектра. Расстройства аутистического спектра (далее РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами, что в большинстве случаев приводит к значительной социальной дезадаптации. Проблема коррекционной помощи детям с РАС в последнее время в России встает все острее. Это происходит в связи с увеличением количества таких детей в массовых и специальных учреждениях образования, расширением опыта дифференциальной диагностики и опыта коррекционной работы. В связи с этим возникает необходимость создания условий для их адекватного физического, умственного, духовного и социального развития, реабилитации и интеграции в общество.
Нашу дошкольную образовательную организацию (далее ДОО) посещают как обычно развивающиеся сверстники, так и дети с ограниченными возможностями здоровья, среди которых есть воспитанники с РАС. У детей данной категории наблюдаются расстройства процессов коммуникации, трудности при формировании эмоциональных контактов с окружающими и, как результат – нарушение социальной адаптации. Организуя работу с детьми с РАС, мы понимали, что эффективность проводимой работы во многом зависит от создания особых условий, в которых реально можно сочетать психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды помощи, когда имеется возможность прослеживать динамику развития каждого воспитанника с РАС. В нашей ДОО выстроена особая внутренняя структура – и временная, и пространственная. Четкий режим дня, продуманное расписание образовательной деятельности, адаптивная среда – дает детям внутреннюю уверенность, ощущение комфорта, помогает переключиться с одного вида деятельности на другой. Работа с данной категорией детей ведется по следующим направлениям:
Цель работы специалистов сопровождения ребенка с РАС состоит в том, чтобы в максимальной степени интегрировать его в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс. Построение коррекционно-развивающей работы в соответствии с названными направлениями обеспечивает наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребенка. Коррекционную работу с детьми с РАС проводим в два этапа:
Первым шагом в работе с ребенком служит установление с ним эмоционального контакта. Для этого мы организуем ситуацию общения так, чтобы она была для ребенка комфортной, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него способов взаимодействия. В работе с детьми с РАС мы придерживаемся следующих правил:
Для того чтобы проследить динамику развития, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при обучении и воспитании специалистами ведутся на каждого ребенка «Дневники наблюдений», «Индивидуальные комплексные планы» и «Карты развития». Важным этапом в коррекционно-развивающей работе является организация интегрированных занятий, введение ребенка с РАС в среду здоровых сверстников. Эти дети затрудняются в переносе уже освоенных жизненных навыков в новые обстоятельства. В связи с этим одной из основных задач проводимой нами работы является помощь в организации социально адекватных форм поведения с другими детьми. В непосредственном и регулярном общении возможно формирование у ребенка с РАС навыков диалога, способности слушать и приспосабливаться к собеседнику. Интегрированные занятия имеют еще одну цель – научить обычных детей принимать и понимать ребенка с проблемами, помогать и поддерживать его. Мы понимаем, что выход в будущем за пределы дома, минимальная самостоятельность в общественных местах, не говоря уже о возможности учиться и в дальнейшем работать, без опыта коллективных игр и совместной деятельности, специально созданных условий, представляется крайне затруднительными для детей данной категории. Предметно-развивающая среда нашей ДОО учитывает интересы и потребности детей с РАС, служит компенсации имеющихся у них нарушений. Среди оборудования и материалов, доступных для ребенка, есть его любимые игрушки и предметы. Дети с РАС любят играть в одиночку, нередко – в обособленном месте. Чтобы привлечь внимание детей к взаимодействию с другими детьми (для развития коммуникативных навыков) мы используем в работе хороводные игры, игры с правилами, игры с водой, игры, направленные на развитие мелкой моторики, специально организованное сенсорное пространство. В ДОО функционирует сенсорная комната. Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Она воздействует на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др. Занятия в ней способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Для каждого ребенка занятия в сенсорной комнате являются откликом на его внутреннее стремление к полноценному развитию. С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у детей с РАС. Известно, что освоение навыков социальной жизни происходит наиболее успешно, если они вырабатываются при адекватной поддержке в ситуации естественной, нормальной жизни, специально созданных условий. Современное общество развивается по пути гуманизации различных сфер деятельности, одной из которых является всеобщее образование. Особое внимание специалистов привлекают проблемы инклюзивного обучения. Главным направлением в деятельности ДОО, реализующей инклюзивную практику, становится ориентир на «включение» детей с РАС в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных».
|