Структура работы по развитию речи в классах для детей с выраженной умственной отсталостью. |
Дефектология | |||
Автор: Петрова Татьяна Ивановна | |||
26.11.2015 00:40 | |||
Структура работы по развитию речи в классах для детей с выраженной умственной отсталостью. (из опыта работы учителя-дефектолога Дмитриевой Н.А. и Петровой Т.И.) Сложность работы с детьми, имеющими выраженные формы умственной отсталости заключается в том, что уровень образования является нецензовым, то есть, даже имея на руках программу (на данный момент это сборник программ обучения и реабилитации детей с выраженной умственной отсталостью, проживающих в детских домах-интернатах системы социальной защиты населения города Москвы, которые разработаны АНМЦ «Коррекция и развитие» под руководством Е.Д. Худенко в 2007 году), учитель-дефектолог постоянно находится в ситуации отбора программного содержания, форм и методов, которые оптимально подходили бы уровню возможностей отдельного ребенка или класса.
Одним из основных критериев оценки важности и необходимости программного содержания является уровень его актуальности для ребенка. Ни одно знание, умение или навык не остается в виде полезного багажа ребенка, если он не востребован. Повышение жизненной компетентности – вот основная цель, которая декларирована в стандарте коррекционного образования Российской Федерации и в данной статье хотелось бы рассмотреть и структурировать раздел по развитию речи именно в данном ракурсе. Первым и наиболее важным разделом работы традиционно остается I. РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ. 1. 1. Практически все дети, обучающие в классе имеют нарушение речедвигательного аппарата (ринолалия, гипертонус или гипотонус мышц, парез, нарушение саливации, нарушенния строения зубного ряда, укороченную уздечку и т.д.). Поэтому до 9 класса постоянно требуется специально организованная работа по развитию артикуляционной моторики. Каждый учитель-дефектолог, логопед имеет в своей копилке много материалов для такой работы, но важно не упускать ее из вида, не связывать ее лишь с начальным этапом обучения, так как нарушение звукопроизношения серьезным образом влияет на все стороны развития устной и письменной речи. 1. 2. Развитие пассивного и активного словаря является одним из наиболее разработанных направлений развития речи, поэтому, не описывая его подробно, выделяю его как одно из приоритетных. 1. 3. Одним из сложных направлений развития речи можно выделить развитие фразовой речи у детей с выраженной умственной отсталостью. Мы выделили четыре направления в данном подразделе программы:
В работе по обучению рассказу на заданную тему, можно выстроить этапы в следующую последовательность:
В работе по обучению детей рассказу по картинке можно выделить следующие этапы:
- грамматическое и синтаксическое оформление речи – одна из наиболее сложных для детей с умственной отсталостью задача, которая, как правило, решается только с большой долей приближения. Но при этом можно отметить, что систематическая и планомерная работа позволяет существенным образом улучшить организацию речи ребенка. Традиционная работа в части слооизменения (по всем частям речи) ведется по направлениям, которые хорошо описаны и разработаны в методической литературе:
- организация специальной речевой практики по согласованию существительных и прилагательных по падежам II. Развитие письменной речи. Письменная речь у детей с выраженной умственной отсталостью, в большинстве случаев не возникает, но около 40% детей, которые имеют диагноз F 71. …, осваивают основы письменной речи. При этом следует отметить, что умение писать и читать так и остается у данной категории воспитанников умением нестойким, та и остается на уровне присвоения, то есть ребенок понимает требование учителя, умеет читать, писать, делает это по настоянию учителя. Но использование письменной речи, как собственного средства, способа действия так и не возникает. Это отчетливо видно из т ого, что даже при наличии записей (план, алгоритм действия и т.п.), если ребенок получает задание воспроизвести данный материал, он мучительно и не всегда успешно припоминает, но не пользуются своими записями. При обучении детей письму большое время (до 3-х – 4-х лет) отводится на букварный период. Это очень важно, так как для ребенка с грубым нарушением интеллекта требуется очень кропотливая и глубокая работа по формированию образа каждой буквы и связи знака со звуком. На этот период приходится решение очень важных задач, которые определяющим образом влияют на формирование и дальнейшее использование навыка чтения и письма. Для обозначения уровня важности данного этапа перечислим хотя бы основные направления в работе и наиболее общие приемы, которые используем в работе:
для согласного звука:
4. Составление звуковой схемы слова с обозначением характера звука с помощью фишек различного цвета (традиционно – красный, синий, зеленый). 5. Формирование образа буквы и ее связь со звуком (данный навык формируется через многократные предметные действия, при актуализации всех возможных анализаторов). 6. Составление буквенной схемы слова. Печатный вариант букв (, в отличии от методики, применяемой в отношении нормативно развивающего ребенка, предлагаем при составлении схемы слова орфографическим способом проговаривать слова, предлагаемые для анализа). 7. Ударение в слове, выделение в речи, постановка на письме. Смыслообразующая функция ударения. 8. Формирование навыка соотнесения рукописного и печатного варианта буквы (выделение отдельных букв в слове, умение прочесть и найти альтернативное начертание данной буквы). 9. Формирование навыка написания буквы (выделение основных элементов рукописных букв, умение выделить знакомые элементы в новой букве, формирование автоматизмов в написании отдельных элементов и букв). 10. Формирование навыка работы в строке: - ЧТЕНИЕ: начинаем работу по «чтению» строки с пошагового рассмотрения серии картинок – комиксов, которые располагаются в заданном порядке – слева направо, в 1-3 строки. Выполнение заданий по принципу корректурной пробы – просматривание строк разных по размеру и способу написанию букв и выбор заданной (от одношаговой инструкции –н/р зачеркнуть букву Д, до двух-– н/р зачеркнуть букву Д, подчеркнуть букву Т), составление слов из букв-карточек, поочередное выкладывание слева-направо, прочтение отдельных слов. В дальнейшем начинаем работать с предложениями и текстами, специально организованными на листе: от одного предложения на листе, затем текст в котором каждое (1-2 сложное) предложение на каждой строке отдельно, затем к адаптированным коротким предложениям –по два на одной строке, лишь затем к предложениям, которые переходят из одной строки в другую. - ПИСЬМО: работаем в увеличенной строке, зрительная фиксация и выделение элементов строки – верхняя и нижняя, начало и окончание строки. Работа в строке – штриховка, орнаментальные периодические узоры и т.д. Выделение более сложных элементов: над строкой – под строкой. Рисование узора с элементами, выходящими за пределы – сверху снизу, между. Начертание элементов и самих букв в строке. Начертание слогов и слов. После завершения работы в букварном периоде, продолжается работа над развитием письменной речи. Главная цель – расширении социальной компетентности. В соответствии с этим, развиваем осмысленность самого процесса чтения и письма, воспитываем привычку к самостоятельному прочтению основных документов, слов, связанных с элементами городской инфраструктуры – название магазинов, объектов социального назначения, государственных учреждений. Особое внимание уделяем умению заполнить документы, связанные с минимальным бытовым обеспечением (заявления, квитанции, письма и т.д.) В рамках данной работы ведется знакомство с основными орфографическими правилами:
- словарные слова. III. Ознакомление с художественной литературой. Этот раздел работы по развитию речи является одним из самых непростых. Как ни странно, этот раздел в отношении детей с умственной отсталостью остается одним из самых недостаточно разработанных, требует специальной методической работы, подбора текстов и стихотворений для конструирования программного содержания. Даже само определение цели работы в данном разделе остается до конца неопределенным. Изучив методические рекомендации, обобщив весь накопленный опыт работы, нами была сформирована следующая рабочая цель работы по данному разделу программы – развитие читательской самостоятельности. Под читательской самостоятельностью мы понимаем возможность умственно отсталого ребенка воспринимать сюжет литературного произведения, отслеживать поступки главных героев, причины и следствия тех событий, которые описаны в тексте произведения, давать им морально-этическую оценку, актуализировать собственный жизненный опыт и «наращивать» его за счет данного художественного произведения. Данный навык формируется поэтапно, каждый ребенок проходит этот путь по-разному, достигает разных результатов, но можно схематично выделить следующие этапы:
Безусловно, в силу своего интеллектуального дефекта, дети зачастую целостно не воспринимает литературное произведение. Прочитанное зачастую воспринимается лишь в контексте своего личного опыта, вследствие чего возникают неадекватные тексту представления и оценки, поэтому важно использовать дополнительные методические средства, выстраивать логику излагаемых событий, происходящих с героем, с помощью драматизации (настольный театр, пальчиковый театр и т.д.), с помощью иллюстраций, пиктографических планов и других «подсобных» средств. IV. Развитие мышления через развитие речи. Так как мышление, особенно в части логического, является для умственно отсталого ребенка наиболее уязвимой, трудно корректируемой высшей психической функцией, а слово и речь являются средством мышления (связь речи с процессом мышления очевидна, этот феномен широко описан в психолого-педагогической литературе), то хотелось бы обозначить хотя бы основные направления и формы корреционно-развивающей работы, проводимой в рамках занятий по развитию речи. Во-первых, это работа по словообразованию, особенно по словообразованию II рода, когда ребенок научается улавливать связь между родственными, однокоренными словами, правильно понять смысл ранее незнакомое слово, если оно очень близко по звучанию со знакомым однокоренным. В речи умственно отсталого ребенка достаточно долго (может быть навсегда) остаются ошибки детского словотворчества (снеговая баба, сливочный компот), свойственные детям 5-8 лет, но важно все равно поддерживать наших воспитанников, мотивировать из к употреблению в речи слов, образованных от одного корня. Особое внимание следует уделять пониманию сложных слов. Как показывает опыт, при наличии специально организованной речевой практики, умственно отсталые дети постепенно учатся рассуждать и понимать смысл сложный слов, даже пытаются дать объяснение в их происхождении, хотя часто ошибочно (например, «гололедица – это когда скользко, можно удариться головой об лед», «Третьяковская галерея называется так потому, что в здании три этажа» и т.д.) При эмоциональной поддержке со стороны взрослого, данная работа дает положительный результат в развитии и речи и мышления. На занятиях по всем видам деятельности нами постоянно применяются упражнения в подборе слов, обозначающих противоположные понятия (антонимов), или тождественные понятия (синонимы), речевые конструкции, отражающие пространственные отношения (использование предлогов), обороты, указывающие на наличие причина-следственных связей между предметами и явлениями (так как…, потому, то…, несмотря на…, из-за того, что и т.д.) Таким образом, мы попытались схематично отразить структуру той огромной работы, которую проводим с детьми, имеющими умственную отсталость, в рамках предмета развитие речи, а так же еще раз подчеркнуть огромный коррекционный потенциал этой работы. Литература:
|