Игровые технологии как средство повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР |
Дефектология | |||
Автор: Блинова Ольга Анатольевна | |||
21.10.2015 18:52 | |||
Игровые технологии как средство повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Без игры нет и не может быть В развитии ребенка велика роль познавательной активности. Она является основой усвоения культурного опыта человечества, важнейшим условием обучения в школе, а также будущего творчества.
Изменившаяся ситуация развития общества ведёт к необходимости перестройки системы дошкольного образования, смещения акцентов с развития личности исполнителя на развитие активной личности. Это обуславливает пересмотр содержания педагогической деятельности, кoтoрый связан с переосмыслением тoгo, чему учить и тoгo, какoе местo в этом процессе занимает ребенок, какoва его активность в процессе обучения. Требования Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГOС) ориентируют педагогов не только на формирование знаний в рамках образовательных областей, но и на воспитание активной позиции в процессе познания, коммуникации и других видах деятельности в образовательном процессе. Проблема формирования познавательной активности приобретает oсoбую актуальность, поскольку дети с низкой познавательной активностью не прoявляют стремления к пoлучению новых знаний и, как результат, плoхo обучаются. Низкая познавательная активность является характерной особенностью детей с задержкой психического развития. Между тем, считает Дубовицкая Л. А., важнейшая особенность детей с ЗПР прoявляется в тoм, что большинство из них нуждается не столько в лечении, сколько в создании специальных условий oбучения и воспитания. Рабoты М. И. Лисинoй, А. М. Матюшкина, Т. Д. Сарториус убедительно доказывают, чтo познавательная активность является формируемым качеством личности. Дошкольный возраст рассматривается как сенситивный период развития познавательной активности. Оптимизация познавательной деятельности детей в воспитательно-образовательном процессе постоянно привлекает внимание исследователей и практических работников, поскольку есть необходимость в совершенствовании педагогического процесса в дошкольных учреждениях. Совершенно очевидно, что результат познавательной активности тогда выше, когда налицо психологически и педагогически правильное и наиболее целесообразное соединение в этом процессе активности педагога и ребенка. Изучив материалы, представленные в научной и методической литературе, для развития познавательной активности детей с ЗПР целенаправленно, можно использовать следующие технологии:
Совмещение двух понятий: познавательная активность и дети с ЗПР возможно, но только в том случае, когда заинтересован сам ребёнок, а заинтересовать его можно только через игру, ведь игра является ведущим видом деятельности. Целесообразно использование игр в учебной, совместной деятельности, так же в индивидуальной работе, а использование игр в ходе самостоятельной деятельности, считаю кульминационным итогом работы, ведь ребенок взял игру сам, она ему нужна, интересна, а это значит, что самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, усидчивость, конструктивные умения формируются по личной инициативе, а значит с большим эффектом. Любознательность становится интеллектуальной на той ступени, когда она превращается в интерес к проблеме, когда вопрос разрешается не тем, что ребёнок задаёт вопрос и получает готовый ответ, а сам ищет решение. В это момент любознательность становится положительной силой. Наша цель — поддержать ребёнка в этом начинании, т. к. самостоятельная деятельность ребёнка носит элементы самообразования. Чтобы самообразование стало средством самовоспитания ребёнка, мы заботились не только об интересе детей к новым знаниям, умению их получать, но и о формировании таких нравственно-волевых качеств, как умение довести дело до конца, работать самостоятельно, упорство, навыки совместной работы, уважение к мнению других детей и т. п. Игра дает результаты, если малыш играет с удовольствием. Какая игра будет одинаково хороша как развлекающий момент и как развивающий? Бесспорно, это развивающие игры, моделирующие творческий процесс и создающие свой микроклимат. Возникшее противоречие между удовольствием и пользой позволяют решить только современные технологии по развитию интеллектуально — творческих способностей через игру, которые широко использовали в своей работе. Это — блоки Дьенеша, кубики Никитина, палочки Кюизенера, «Математический планшет» и др. Используя различный дидактический материал, необходимо адаптировать его под уровень развития и интересы детей. Дидактические игры можно подразделить на 4 группы постепенно усложняющихся упражнений:
- для развития способности к логическим действиям и операциям. Перечисленные игры и упражнения, за некоторым исключением, даны в трех вариантах. Игры и упражнения первого варианта развивают у малышей умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе). С помощью игр и упражнений второго варианта развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами (выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам). Игры и упражнения третьего варианта формируют умения оперировать сразу тремя свойствами. Данные этапы легче прослеживаются на кубиках Никитина. В игре «Сложи узор» есть несколько вариантов. 1-й – когда ребёнок накладывает кубики на готовое изображение. Если ребёнок справляется можно предложить ему собрать узор по уменьшенной схеме. Следующий этап игры составление узора по схеме, не разделённой на клетки. Чтобы ребёнок смог выполнить задание схемы изготавливают в натуральную величину. Если ребёнок затрудняется, положите на определённое время на схему клеточки, нарисованные на прозрачной плёнке. На основе палочек Кюизенера в пособии Е. А. Носовой и Р. Л. Непомнящей «Логика и математика для дошкольников» разработана серия игр по возрастам. Для развития способности детей к логическим действиям была разработана игра «Заборчик». Игра «Заборчик» развивает пространственное представление, закладывает начальные навыки геометрии и черчения, увлекает детей, несмотря на ее сложность. Игра «Лесенка цифр» незаменима на занятиях по математике. С помощью неё ребенок зрительно видит соотношение цифр и состав числа, находит последующие, предыдущие числа, пропущенное число. Детям трудно понять — почему 2 меньше, чем 5, а 3 больше, чем 1, просто цифры им не о чём не говорят. На «Лесенке цифр» это наглядно видно, ведь полоска с цифрой 2 короче, чем полоска с цифрой 5, а значит она меньше. Состав числа учить с помощью «Лесенки цифр» просто и увлекательно. Например, построила матрёшка мостик через реку, взяла для этого полоску с цифрой 5 (пусть это будет брёвнышко или доска, а вместе с подружкой они пройти не могут, мостик узкий. Что делать? Ребята обязательно предложат взять ещё доску и расширить мостик. Подставляем полоски, ни одна не подходит. А может сделать из двух? И тут уже детей не остановить, они обязательно помогут матрёшкам, найдут все варианты состава числа 5, наглядно увидят, поймут — почему 5 это именно 2 и 3, а не 2 и 2, да ещё и запомнится лучше, потому что знания давались ненавязчиво, в игровой форме и детьми руководил интерес. Научить детей обратному счёту с помощью «Лесенки цифр» легко и быстро, стоит несколько раз пройти по лесенке туда и обратно и вот уже обратный счёт усвоен. Считать примеры, определять недостающее или задуманное число: например, педагог говорит: «Я задумала число, оно больше 3, но меньше 5, во всём «Лесенка цифр» незаменимый помощник, а сколько ещё заданий можно придумать? Для детей характерна разная степень, или интенсивность в активном познании. Е. В. Коротаева, анализируя психолого-педагогические особенности определила уровни развития у детей познавательной активности. Данную работу следует проводить в таком порядке: детям, показавшим нулевой уровень познавательной активности, проводить индивидуальные занятия, применяя «ситуацию успеха». С детьми, показавшими отнoсительнo – активный урoвень познавательной активности в работе применять различные карточки — символы. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению. Использование дидактических игр и игровых ситуаций позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему дошкольники становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Во время игры дети с ЗПР учатся применять свои знания в новых ситуациях, самостоятельно добывать их. Игра, являясь игровой формой обучения, позволяет соединять познавательное и занимательное, и овладевать прочными знаниями, играя. Вот почему использование игровых технологий делает процесс обучения интересным, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Исходя, из выше перечисленного можно заключить, что усвоение знаний происходит гораздо легче и продуктивнее, если в учебном процессе использовать игровые технологии. Дети гораздо меньше устают на занятии, более сближаются с педагогом, больше ему доверяют. После занятий, которые вызывают у них положительные эмоции (а именно этого мы добиваемся) чувствуют себя более уверенно.
|