Методическое пособие по формированию навыков самообслуживания для детей с особенностями в развитии |
Дефектология | |||
Автор: Петренко Нина Станиславовна | |||
30.10.2015 07:40 | |||
Методическое пособие по формированию навыков самообслуживания для детей с особенностями в развитии ПОДГОТОВИЛА: ПЕДАГОГ 1 КВ. К ПЕТРЕНКО Н.С. ИРКУТСК 2014-2015 В настоящее время интерес к проблеме помощи детям с глубокой умственной отсталостью значительно возрос. Вопросами помощи этим детям занимаются такие международные организации, как ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения, Международная ассоциация по научному изучению умственной отсталости, Международная лига общественного содействия умственно отсталым и др. Вопросами помощи глубоко умственно отсталым детям занимались Маллер А.Р., Цикото Г.В., Мастюкова Е.М.
В нашей стране такие дети находятся преимущественно в домах – интернатах Министерства социальной защиты населения. Здесь они живут на полном государственном обеспечении с 5 до 18 лет. Чтобы сохранить необходимый ребенку контакт с семьей, если такая имеется, и расширить его социальные связи, многие учреждения работают по такому режиму, что родители могут забирать ребенка домой. Овладение навыками самообслуживания (умение раздеваться, одеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий. При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществлять отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ними. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом. У детей с особенностями развития формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам, составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого, лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются, во всяком случае, полностью. Причин может быть много: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций программирования и контроля, грубые нарушения интеллектуального развития. Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития являются для них и их родителей (если имеются) жизненной необходимостью. Имея опыт работы с умственно отсталыми детьми, я заинтересовалась проблемами детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. С 1 сентября 2007 года приняла группу детей – инвалидов, имеющих тяжелый диагноз. С первых дней своей работы, естественным образом сталкиваешься с рядом перечисленных выше проблем – неадекватное поведение детей в кругу сверстников, неумение услышать и выполнить элементарные инструкции педагога, у большинства воспитанников не сформирована речь, навыки самообслуживания не сформированы. Свою работу я начала с обследования детей. Навыки самообслуживания у большинства детей не были сформированы вообще, и они нуждаются в помощи няни-санитарки, у большинства отмечены разнообразные нарушения мелкой моторики, у 6 детей навыки самообслуживания были развиты слабо. Все психические процессы нарушены. Внимание — недостаточной концентрации, объем его мал. Неумение переключать внимание с одного вида деятельности на другой, быстрая забываемость, нарушение всех мыслительных процессов, наличие сложных форм речевых расстройств, полное отсутствие речевых средств общения. Результаты обследования убедили меня в необходимости определения специальных путей организации работы, прежде всего, в формировании элементарных навыков самообслуживания и гигиены. Таким образом, появилось пособие под названием «Первые шаги». Цели обучения по программе «Первые шаги»:
В основу данного пособия положена система пошагового обучения, разработанная американскими психологами (Л. Бейкер, А. Дж. Брайтон «Путь к независимости»). Преимущество пошаговой системы состоит в том, что она позволяет быстро и эффективно обучить ребенка с особенностями развития определенному навыку «именно в том возрасте и объеме, в котором тот навык формируется в случае обычного развития». Для этого определяется уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить какое-либо действие внутри данного навыка, и следующий маленький шаг, которому надо ребенка обучать. Для каждого навыка расписаны последовательные шаги – от простого к сложному. Помощь взрослого по мере освоения действий внутри навыка уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жесту, а затем – к инструкции. Задачи обучения:
Формы работы: - индивидуальная (отрабатываются отдельные операции) - групповая (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания). Занятия должны быть оснащены специализированным оборудованием: доски для шнурования, доски для застегивания пуговиц, картины, пиктограммы, таблицы. Пособие рекомендовано для групп частичного обучения, рассчитано на категорию детей в возрасте (8-16 лет), с 2-х часовой нагрузкой в неделю, программа мероприятий рассчитана на 2 года. Основные направления деятельности: 1. Работа с родителями
2. Работа с детьми Уровни помощи педагога при работе с детьми:
Использование пособия «Первые шаги» в нашей группе, вот уже на протяжении 2-х лет показывает положительную динамику в развитии детей с низким реабилитационным потенциалом. Выделилась группа детей, которые успешно усваивают материал пособия и являются своего рода шефами более слабых детей, то есть выступают в роли сопровождающих на прогулку, оказывают помощь в столовой, при уборке классной комнаты, при застегивании пуговиц, зашнуровывании обуви, заправке кроватей, при проведении ежедневных гигиенических процедур, тем самым оттачивая и совершенствуя свои умения и навыки и формируя их собственным примером у других детей группы. Немаловажным аспектом пособия является принцип гуманности, при воспитании и обучении интеллектуально неполноценных детей необходимо помнить, что даже глубоко умственно отсталый ребенок способен почувствовать отношение к себе. Он переживает обиду, радуется ласке и доброте. Именно на данном принципе базируется направленность представленного пособия. Подобно всем детям, он проявляет гнев, страх, любовь, но выражает их более откровенно, чем здоровые. Воспитание и обучение детей – инвалидов требует от окружающих людей и педагогов много терпения, настойчивости, понимания и педагогической изобретательности. Содержание изучаемого материала Методическое пособие содержит ряд ключевых разделов:
Раздел 1 «Тело. Гигиена тела» Тематика 1 год обучения:
Требования к знаниям и умениям 1 года обучения: Дети должны знать и уметь:
Раздел 1 «Тело. Гигиена тела» Тематика 2 год обучения:
Требования к знаниям и умениям 2 года обучения: Дети должны знать и уметь:
Раздел 2 «Одежда. Навыки одевания и раздевания» Тематика 1 года обучения:
Требования к знаниям и умениям 1 года обучения: Дети должны знать и уметь:
Раздел 2 «Одежда. Навыки одевания и раздевания» Тематика 2 года обучения:
Требования к знаниям и умениям 2 года обучения: Дети должны знать и уметь:
Раздел 3 «Обувь. Использование обуви» Тематика 1 года обучения:
Требования к знаниям и умениям 1 года обучения: Дети должны знать и уметь:
Раздел 3 «Обувь. Использование обуви» Тематика 2 года обучения:
Требования к знаниям и умениям 2 года обучения: Дети должны знать и уметь:
Раздел 4 «Питание. Прием пищи». Тематика 1 года обучения:
Требования к знаниям и умениям 1 года обучения: Дети должны знать и уметь:
Раздел 4 «Питание. Прием пищи». Тематика 2 года обучения:
Требования к знаниям и умениям 2 года обучения: Дети должны знать и уметь:
Раздел 5 «Навыки культурного поведения» Тематика 1 года обучения:
Требования к знаниям и умениям 1 года обучения: Дети должны знать и уметь:
Раздел 5 «Навыки культурного поведения» Тематика 2 года обучения:
Требования к знаниям и умениям 2 года обучения: Дети должны знать и уметь:
|