Ухаживая за малолетними детьми, вы ласкали их, окружали нежностью и любовью, и ребенок отвечал вам тем же. У ребенка была потребность в доброжелательности и внимании. Но ваш малыш подрос и одни лишь ласки и объятия взрослых не удовлетворяют его. Именно в семье ребенок получает возможность включиться в разнообразные совместные действия с взрослыми. Одним из них является совместное чтение книг. Книга - величайшее достижение, могучее средство общения с ребенком. Слушая художественное произведение, он живет жизнью героев, сочувствует добру, осуждает зло, учится дружить и любить свою Родину. Кто из нас, взрослых людей, не помнит, как в «детстве» мы садились к матери, отцу, бабушке, просили: «Почитай мне, пожалуйста!» Никогда не забуду, как мама читала нам книгу «Четвертая высота» Б. Ильиной. Навсегда останется с нами Гуля Королева, «Судьба барабанщика» А. Гайдара, которая учит верности Родине, мужеству. Эти книги учат патриотизму, принципиальности, доброте. Все ли из нас понимаю! всю необходимость такого общения со своими детьми и внуками. Проводя анкетирование на тему «семейное анкетирование» (читаете ли вы ребенку вслух?). Занятость и усталость - главные доводы, которые были ответами в анкетах, Разве наши родители меньше работали и меньше уставали? Тогда отсутствовала бытовая техника, грели воду для мытья и стирки. Но, хватало, же у них времени и сил, чтобы читать нам вслух. Сегодняшнему ребенку всем обеспеченному, окруженного заботой не хватает самого главного - духовного общения с матерью, отцом, бабушкой. Он сыт, ему покупают дорогую одежду, появляются дорогие игрушки, компьютер. Это не любовь, а заменители сказки, рассказанной бабушкой, самолетика или кораблика, сделанного с папой из бумаги; стихов, потешек, прочитанных вместе с мамой» Телевизор, компьютер - все это хорошо и мы благодарны современной технике, которая приходит на помощь, Но даже такая информация не может заменить живое человеческое общение, воспитание чувств.
Русская литература всегда с особым вниманием относилась к духовному миру ребенка, возбуждала у детей интерес к хорошим книгам, которые делали мудрым сердце и обогащали разум, А как много нового раскрывают нам иллюстрации детей к прочитанным им книгам. Их детские рисунки позволяют увидеть разнообразный мир. Семейные чтения помогают так же выбрать ту литературу, которая необходима для его эстетического, нравственного и идейного воспитания. Многие родители не интересуются тем, что и как читают их дети. Школа общения с ребенком' - это детская литература: народные сказки, песенки, потешки. Книга должна объединять детей и родителей. Надо читать ребенку вслух, даже когда ребенок научился читать самостоятельно. Это необходимо для того, чтобы вместе пережить книгу. Родители всегда почувствуют, какие их поступки, особенно волнуют, какие слова запоминают они, и тогда вы поймете интересы и вкусы, вашего чада. Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и эмоциональном общении: разговаривают с ним, играют, читают книги. Все мы заняты, устаем от работы, но выбрать час чтобы почитать детям -мы обязаны. Ежедневно рассказывайте и читайте детям народные и авторские сказки, потешки, стихотворения, сопровождайте чтение рассматриванием иллюстраций, просите рассказать и показать, что на них нарисовано. Это будет способствовать не только общению, но и развитию речи детей, а так же обмену впечатлениями. Любовное отношение близких для ребенка значит окружить его нужным. Действуя сообща, сопереживайте малышу, paзделяйте его удовольствие от общения с вами, помогайте ему. А как важно для ребенка, когда вся семья собирается вместе.
|