Когда и как начинать обучение детей чтению (из опыта работы) Работу выполнила воспитатель Сорока В.В. ГБДОУ №141 Невского района г. Санкт – Петербурга Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в развитии ребенка. Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи. Он должен научиться делить слова на слоги и звуки, усвоить довольно сложную систему графических символов (букв), обозначающих звуки речи. Усвоив элементарные технические навыки чтения, ребенок приступает к самому трудному и главному в чтении – он должен научиться извлекать смысл из письменных текстов.
Полноценное освоение всех вышеперечисленных навыков предполагает определенный минимально необходимый уровень зрелости мышления и речи. Иначе говоря, должно наступить состояние психологической готовности к усвоению грамоты. В среднем у большинства детей это происходит в 5-6 лет. Но такой род занятий не должен навязываться детям. По возможности его нужно облекать в игровую форму. Когда начинать обучение грамоте? Практическое освоение письма и чтения лучше всего начинать до школы. Начинать надо с игр. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо - это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: во-первых, что речь строится из звуков, во-вторых, что между звуками и буквами существуют какие-то отношения. Дошкольник может освоить звуковой анализ слов только с помощью определенного способа действий со словом – интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове. Способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове ребенку легче передать в игре. Это могут быть игры – подражания звукам. Хорошие детские стихи могут приучить ребенка к трудному и непривычному протягиванию отдельных звуков в словах. Когда ребенок в игровом звукоподражательном действии научился протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом, лучше в игровой форме: «Игра с магазин», «Игра в логопеда или доктора Звукова». Удобны и полезны для подобных игр скороговорки, «Звуковое лото». Помимо работы с отдельным словом, взятым вне предложения, можно проводить анализ звука в речевом высказывании. Для этого подходит игра «Запретный звук». Предлагаемые игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития речи и внимания ребенка, что, безусловно, важно для дальнейшего школьного обучения. Нельзя ни на миг забывать о потребности сегодняшнего дня, о необходимости развивать игровые навыки. Прежде, чем учить ребенка в игре, надо уметь играть взрослому. Взрослый должен быть остроумнее и изобретательнее , стремясь не только научить ребенка звуковому анализу, но и обогатить детскую игру, задеть воображение. Различение мягкости и твердости согласных чрезвычайно важно для последующего овладения техникой чтения. Различать мягкие и твердые согласные и легко заменять один на другой поможет игра «Тим и Том» Ребенок должен так же почувствовать разницу гласных и согласных звуков. Наиболее удобным объектом для пробуждения звуковой интуиции, необходимой для того, чтобы дошкольник легко различал гласные и согласные, являются ударные гласные звуки, которые действительно легче всего тянуться, пропеваются, выделяются в слове, произнесению которых действительно ничто не мешает. Научить ребенка выделять ударные гласные легче всего в игре «Заблудились в лесу», «Подбери имена для котят» - тоже требует ориентации на ударный гласный. Определение полного звукового анализа слова начать нужно с самых простых коротких слов. Необходимо показать ребенку, как фиксировать результаты анализа с помощью определенных значков (фишек). Выделять все звуки в слове из 3-5 звуков поможет детям игра «Дом звуков». Чисто звуковой добуквенный этап обучения продолжается 3-4 месяца. При этом заучивать буквы вы можете уже на втором месяце занятий. В добуквенный период обучения ребенок должен: С помощью взрослого выделять звуки в коротких словах; Совершенно сознательно и самостоятельно избегать провокаций Приобрести интерес и привычку к таким не совсем обычным формам общения с взрослым. Обучая ребенка особым образом интонировать звук в составе слова, произносите слово тремя различными способами. Но даже если ребенок перестал смешивать звучание и значение, форму и содержание слова, он еще долго может путать звук и слог. Не надо вносить в игровые ситуации со звуками еще и буквы. Следует, как можно более тщательно проработать добуквенный, звуковой этап обучения грамоте. Чтению невозможно научить путем заучивания букв и их звуковых соответствий: сами эти соответствия непросты и неоднозначны: практически все согласные буквы обозначают два звука – мягкий и твердый. То же происходит и с гласными буквами. Читая слово, глаза человека непрерывно совершают челночные движения – забегая вперед к гласной и возвращаясь назад к согласной, произношение которой зависит от последующей гласной. Вот эту тайну слияния согласной с гласной и должен понять ребенок для того, чтобы начать читать. Открытие это каждый ребенок делает самостоятельно в один «прекрасный момент» его глаза и органы речи находят, улавливают правильную координацию. Знакомство с обликом и именем буквы это последующий этап. Поэтому, показывая букву, следует соблюдать некоторые правила: Надо произносить не ее официальное название, а тот звук, который эта буква обозначает. Звук этот надо утрировать и при показе буквы и при произнесении слов с этой буквой. Вводя букву, надо подобрать как можно больше слов на эту букву, картинки. Вводя букву, давайте ребенку только их печатные образцы. Начать лучше с согласных, которые ребенок легко выговаривает. Первыми надо вводить буквы, наиболее часто встречающиеся в речи, самые простые по начертанию и резко отличающиеся графически. Воспроизведение начертания букв: выложить из палочек. Нарисовать прутиком на песке или снегу, протоптать фигурную дорожку-букву, складной метр или змейка, с помощью которой буквы превращаются друг в друга, слепить из пластилина, обвести образец взрослого и др. Чтобы ребенок мог узнать в букве заместителя звуков, надо включать выученные буквы в звуковые игры: «Дом звуков», «Нагружаем машины», «Звуковое лото». Для запоминания букв полезно поиграть в «Магазин чулок, носков, перчаток и туфелек». Забавные стихи – путаницы также пригодятся для заучивания с ребенком алфавита. Задание «Исправь ошибку» более сложное и интересное. Оно требует точного знания графики, умения восстановить букву по отдельным ее элементам. Переход к письму и чтению сразу после запоминания 8-10 букв (6-7 из них гласные) избавляет ребенка от муки бессмысленной зубрежки. Глядя на запись слова, ребенок еще не умеет забегать глазами вперед – он озвучивает букву, не обращая внимания на то, что стоит за ней. В этом поможет пособие «Окошечки», игра «Малыш» - на договаривание слова по первому слогу. Отрабатывать слияние букв в слог удобно в игре «Катерок причалил к пристани». Как только ребенок сможет слить любую согласную букву с любой гласной: он освоил основной принцип чтения. Он умеет читать. Переход от чтения отдельных слов к чтению текста должен быть специально подготовлен. И здесь снова помогут игры – с их помощью ребенок одолеет технические сложности чтения: «Переставь вывески», «Помоги Мишутке», «Дом для черепахи», «Накорми зверей», «Перевод с вороньего», «Какая буква заблудилась?» - эта ига поможет при чтении думать о значении слова. «Бюро находок» - игра направлена на предупреждение и исправление договаривания слова не читая его. «Почтальон», «Кто больше слов составит», «Кузовок», Проведи границу». Для тренировки внимания ребенка проводят игру «Варим щи», «Даю уроки русского языка». Для детей, любящих загадки и головоломки, интересными покажутся грамматические задачи, требующие чтения и письменного ответа на них. Так отрабатывается техника чтения слов и словосочетаний. Теперь можно предложить ребенку почитать книжку, но не с мелким и нестандартным шрифтом и не более 3-4 предложений. Начать можно с чтения стихов, где взрослый берет на себя основной текст, а ребенок читает заключительную рифму – это как бы чтение с подсказкой. Немного сложнее не просто прочитать рифму, но и выбрать ее из ряда предложенных слов. В игре «Кто кого переупрямит» тренируем ребенка в легкости и точности подбора слов, противоположных по значению. Стоит поиграть в игру «Четвертый лишний», в которой ребенок тренируется не только в чтении, но и в логическом рассуждении. Теперь ребенок научился соединять буквы в слоги, следующим этапом научите читать не по слогам, а целыми словами. Переход к чтению целыми словами ускорит и облегчит работа ребенка с ударением, которое как бы скрепляет, объединяет слоги в целое слово. Незаменимым средством здесь окажутся слогоударные схемы. В этом помогут мастера Ах, Ух, Эх и Ох. Для этого нужна доска, мел и тряпка или бумага, простой карандаш и ластик. Скрепляем слоги в слове дугами. Отмечаем ударный слог Стереть только буквы в этой схеме и приготовить дополнительные схемы слов на эту же тему, но с другим ударным слогом Помочь детям вписать буквы и найти ошибки Учить детей самостоятельно составлять ударные схемы Поможет в этом и игра «Укротитель». Обрести легкость в работе с ударениями помогут так же игры в перестановку ударения. Когда ребенок усвоил слогоударные схемы, работая с отдельными словами, можно усложнить задачу. Игра «Разведчик» - поможет составлять схему и действовать по ней во фразах и словосочетаниях. Только опираясь на опыт подобных игр, ребенок может постичь технику чтения. Играя с ребенком в звуки , буквы и слова, можно преодолеть первые трудности и барьеры на пути к грамоте.
|