Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Как научить ребенка читать.
Учим Чтению
Автор: Медведкова Евгения Васильевна   
06.09.2016 07:39

Как научить ребенка читатьКак научить ребенка читать

И наши родители, и мы сами учились читать только по бук-варю. Сейчас же, кроме него, есть немало и других методик освоить эту непростую науку. Так что вопрос скорее всего звучит так: как ЛУЧШЕ научить ребенка читать? Мы предлагаем несколько способов, а уж выбор — за мамами и папами.

ПО БУКВАРЮ

Это традиционный метод, которым пользуются не только родители, но и воспитатели и учителя. Самое большое его преимущество перед другими: учившемуся по букварю детсадовцу в школе не придется переучиваться.

 

Скачать конспект

Как объяснила педагог Ольга Крюкова, сначала ребенок произносит звук и знакомится с его графическим образом. Начинать обучение нужно с твердых гласных, которые легче произносятся а, о, у, ы Научив ребенка соединять их в простые слоги, можно переходить к сонорным согласным, у которых нет пары: р, н, м, л. Затем «пропевая» вместе согласный и гласный звуки, он складывает таким образом слоги, а из слогов — слова.

Некоторые педагоги считают, что нужно начинать с предложения, от него идти к слову, от слова — к слогу и затем к звуку. Другие же предлагают начинать со звука и заканчивать составлением предложений. Но цель и у тех, и у других одна: научить ребенка раскладывать слова на звуки.

ПО КУБИКАМ

ПОСЛЕДНИЕ лет 10 все — и педагоги, и родители — заговорили об обучении в игровой форме. Тогда же появились и кубики Зайцева. Автор этого метода раскладывает слово не на звуки, а на слоги. Или, как он сам говорит, на склады. И ребенок проговаривает их вместе со взрослым, пока не зачитает их.

Впрочем, в этой системе есть свои трудности. Родители с детьми должны сами склеивать кубики, сами набивать пробками и деревянными опилками. Счи-тается, что такая работа развивает мелкую моторику. Кроме того, это способ-ствует и психологическому развитию ребенка. Что в конечном счете помогает ему научиться читать.

Совсем недавно появился еще один метод с использованием кубиков. В системе Сергея Белолипецкого нет механического повторения слогов. Она предполагает бесслоговое, напевное произнесение слов с правильным ударением и основана на развитии образного, ассоциативного мышления. Для обучения чтению он создал кубики и специальные насадки на них из букв с картинками. «Ребенку очень важно держать в руках что-то конкретное, объемное, — говорит Сергей Белолипецкий. — Это делает процесс чтения более конкретным. А соответствующие картинки помогают запоминать буквы. Причем картинки не только начинаются с той буквы, которую иллюстрируют, но и похожи на нее внешне Например, к букве «г» нарисован гвоздь, согнутый как эта буква А «м» — это Миша и Маша, которые стоят, взявшись за руки Моя система максимально приближена к особенностям детского восприятия, построена на привычных для детей образах, учитывает их словарный запас».

Обучение начинается с запоминания первых пяти букв алфавита. Но даже зная только одну букву «а» и несколько согласных, ребенок уже начинает читать слова и специально составленные тексты Освоив эту «пятерку», можно переходить к следующей — и так до конца алфавита. Каждому этапу обучения соответствуют группы слов из определенных букв и соответствующие предложения.

ТАК УЧИТЬ НЕ НАДО

Чтение по буквам. Когда учителя в сердцах говорят: не учите детей читать дома, они имеют в виду именно этот способ. При буквенном методе не происходит слияния звуков, и чтение получается отрывистым и к тому же очень медленным. Переучивать читать не «м-а-м-а», а «ма-ма», по словам педагогов, очень сложно.

«Мэ» и «а»«ма». Ребенок должен быть вундеркиндом, чтобы понять, каким образом из четырех звуков получается слог «ма» Чтобы научиться читать слоги, должно происходить слияние звуков, а не букв. Отсюда во многих методиках пропевание их, а не проговаривание.

«Пока не прочитаешь...» — грозят родители Насильное чтение от сих до сих, за которым следует поощрение в виде прогулки, компьютера и т д, не принесет быстрых успехов. Кроме того, читать рано или поздно выучивается любой ребенок: не в 3 года, так в 7 лет. А вот полюбить читать, получать от этого удовольствие он будет, лишь если книги любят и его родители.

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной моторики, развитие связной речи и, наконец, коррекция произношения. В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач: развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление), формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки), формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки), профилактика нарушений письма и чтения.

Что значит и что могут дать (эти) несколько часов правильной речи среди целых суток неправильного разговора!

К. Станиславский

«Особые дети – особое общение»

(рекомендации для родителей)

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Предлагаем Вам рекомендации, которые должны помочь всем взрослым членам семьи установить с ребенком ровные доброжелательные отношения, снять то напряжение, нервозность и непонимание, которые возникли при общении с ним.

ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА – максимально ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ, ПРИВЕТЛИВОЕ, ТЕПЛОЕ, НЕРАЗДРАЖЕННОЕ.

ТОН ГОЛОСА в разговоре с ребенком – предельно (в любых ситуациях) ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, ПРИВЕТЛИВЫЙ, ТЕПЛЫЙ.

В ЛЕКСИКЕ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ:

  • Всех частиц НЕ, так как русский язык богат, и нужную по смыслу фразу можно построить не используя их:
  • Приказных фраз;
  • Повелительного наклонения;
  • Глаголов «должен», «обязан», «нужно»;
  • Местоимений Я, ТЫ.

ЖЕЛАТЕЛЬНО ВКЛЮЧАТЬ сослагательное наклонение; местоимение МЫ.

НЕ НАДО:

  • вставать на сторону людей, обвиняющих Вашего ребенка публично (лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудить возникшую проблему и помочь ее решить);
  • хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример.

ПОМНИТЕ:

  • телевизор, видео – НЕ НЯНЬКА, т.е. нужно вместе с Вашим ребенком смотреть передачи, это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребенком, улучшает его, дает возможность корригировать восприятие услышанного и увиденного ребенком;
  • если Вы огорчены чем-то, постарайтесь обязательно объяснить ребенку, что это связано не с ним, что теперь Вы, находясь рядом с Вашим ребенком, будете в лучшем настроении, так как ВАШ СЫН ИЛИ ДОЧЬ – ЭТО РАДОСТЬ;
  • от Вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: ОБНЯТЬ, ПОГЛАДИТЬ, ПРИГОЛУБИТЬ, ПРИЛАСКАТЬ.

СТАРАЙТЕСЬ:

НЕ говорить с иронией и насмешкой;

  • НЕ делать постоянных замечаний, особенно
  • ВСЕГДА быть с ребенком вежливым, теплым;
  • НЕ торопить и НЕ подгонять ребенка;
  • КАК МОЖНО ЧАЩЕ высказывать мелочных;
  • НЕ ругаться и не кричать на ребенка; одобрение, похвалу, эмоциональное приятие ВАШЕГО ребенка, и не за что-то, а только потому, что это ВАШ ребенок, несмотря на все проблемы;
  • КАК МОЖНО ЧАЩЕ подтверждать, декларировать свою ЛЮБОВЬ к нему: ведь это ВАШ ребенок;
  • НЕ ГОВОРИТЬ ребенку, что вы его не любите или обиделись на него;
  • НЕ ДАВАТЬ ребенку чувствовать себя плохо.

От неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка ТОЛЬКО ОТВЛЕКАТЬ, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий.

ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПИМОСТЬ и всегда – ЛЮБОВЬ.

Медведкова Евгения Васильевна

ГБДОУ детский сад №5

Учитель логопед

Санкт-Петербург

Как научить ребёнка читать

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год