«Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка» |
Учим Чтению | |||
Автор: Пятова Марина Сергеевна | |||
27.03.2023 20:02 | |||
«Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка» Пятова М.С. Воспитатель МБДОУ «Детский сад №231» Россия, г.Барнаул Анотация: Статья посвящена приобщению дошкольников к художественной литературе Я к вам обращаюсь, товарищи, дети: С. Михалков В наше время отношение детей к детской книге сильно изменилось. Первое знакомство детей с художественной литературой происходит через другие источники (интернет и телевидение). Проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что и отразилось на чтении взрослых и детей. Самуил Яковлевич Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Перед нами стоит задача, открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Исходя из этого, читательская судьба ребёнка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком. Поэтому детское чтение нуждается в поддержке. Детский сад – первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение. Начинать работу по данной теме необходимо с самого раннего возраста. Умение воспринимать литературное произведение не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Знакомство дошкольников с детской литературой связано с одной из образовательных областей — «Речевое развитие», которое осуществляется в соответствии с ФГОС ДО. Приобщая ребенка к книге формируем бережное отношение к ней (не рвать, не мять, не заворачивать листики). Воспитывая любовь к книге, стараемся что бы дети улавливали ритмичность речи, интонационную выразительность речи, чувство понимания образного языка сказок, рассказов, стихотворений. Читаем не только на занятиях, но и перед обедом после прогулки, во второй половине дня. В круг чтения входят произведения разных видов и жанров: стихи, сказки, рассказы, юмористические произведения. Есть довольно длинные произведения их читаем за несколько раз. Чтение с продолжением развивает у ребенка привычку слушать книгу. Формирует устойчивый интерес к литературе. Во время чтения активизируем внимания детей. Дети повторяют слова, отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации. После чтения рассказа спрашиваем детей, что им прочитали, почему они думают, что это рассказ, а не сказка или стихотворение. Затем задаем вопросы, выясняющие понимание детьми основного смысла рассказа, поступков героев. Основными методами работы с дошкольниками является следующие:
Для решения задач всестороннего развития детей существенную роль играет правильный отбор литературных произведений, как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. Дошкольники имеют возможность каждый день общаться с книгой, развивая свои интересы. Созданы книжные центры — спокойное, удобное, эстетически оформленное место. Ребенок видит книгу не в руках педагога, а остаётся с ней один на один. Внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам тем самым прививаются навыки культуры общения и обращения с книгой. Чтение художественной литературы стимулирует творческое воображение детей. Сюжеты прочитанных книг дети отражают в лепке, рисовании, аппликации. Театрализованные игры помогают формировать нравственно нормы поведения. Прием драматизации упражняет детей в умении чувствовать героя, войти в его положение. В результате «проживания» в образе сказочного персонажа ребенок проигрывает ту или иную ситуацию, примеряет ее на себя и позволяет сделать вывод: что хорошо, а что плохо. Одновременно театрализованные игры прививают устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Устанавливаются контакты с семьей по работе к приобщению детей к художественной литературе. Проводятся конкурсы поделок из природных материалов, консультации, рекомендации. Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Большое внимание уделяется работе с родителями. Консультации: «Какие книги читать детям» Рекомендации по организации домашнего чтения Чтение обогащает не только интеллект и словарный состав, оно заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения. Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку – дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Список литературы:
|