Проект «Великая русская сказительница — Марья Дмитриевна Кривополенова» |
Учим Чтению | |||
Автор: Зукаева Татьяна Николаевна | |||
21.03.2023 09:58 | |||
Проект «Великая русская сказительница — Марья Дмитриевна Кривополенова» Вид проекта: познавательно-творческий. Срок реализации проекта: краткосрочный (2 месяца). Участники проекта: дети, родители, педагоги. Актуальность: Родина…… Она у каждого своя. Для кого-то это целая страна, для кого-то это милый сердцу уголок — его родной край. И сколько бы ни жил человек на земле, Родина для него одна. Воспитание патриотических чувств — задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю. Пинежский край Архангельской области богат своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Да, славится наш край своими писателями, да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Знакомство с творчеством пинежских писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае. Поэтому считаем необходимым рассказывать детям об их корнях, прививать им духовно-нравственные ориентиры, научить ценить и испытывать чувство гордости за людей, которые прославили наш край.
Одним из таких людей является Марья Дмитриевна Кривополенова, пинежская сказительница, песенница, сказочница. О М. Д. Кривополеновой писали Б. В. Шергин, И. Я. Бражнин, В. В. Личутин, К. П. Гемп, известные ученые-фольклористы, такие как О. Э. Озаровская, А. Д. Григорьев, В.Карнаухова, С.Г. Симина, Н.В. Дранникова. Сказительница стала главной героиней двух повестей – О. И. Ларина «Махоня» и А. П. Рогова «Махонька». Имя Махоньки и среди героев неоконченного романа Ф. А. Абрамова «Чистая книга». М. Д. Кривополенову по праву считают одной из самых ярких сказительниц Русского Севера. В её репертуаре были былины, скоморошины, исторические и лирические песни, духовные стихи. Исполнение сказительницы отличалось музыкальностью, глубокой эмоциональностью. На сегодняшний день проблема заключается в том, что дети совсем не знают творчества М.Д. Кривополеновой. Причиной низкого уровня знаний детей является то, что детском саду не предусмотрено изучение творчества сказительницы М.Д. Кривополеновой, это с одной стороны, а с другой стороны педагоги считают, что дошкольников рано знакомить её с произведениями. И это вполне объяснимо, так как большинство педагогов не только не знают творчества пинежской сказительницы, но и плохо знают традиции, обычаи, историю своего края, не проникнуты чувством и пониманием значимости изучения культурного наследия Пинежского края. А также современные родители не владеют достаточной информацией о жизни и творчестве пинежской сказительницы М.Д. Кривополеновой и в большинстве своем не считают необходимым знакомить детей в дошкольном возрасте с творчеством пинежских писателей. Цель: ознакомление дошкольников с литературным наследием пинежской сказительницы Марьи Дмитриевны Кривополеновой. Задачи: для детей: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Для педагогов:
Для родителей:
Ожидаемые результаты: Для детей:
Для педагогов:
Для родителей:
Критерии эффективности
Основные этапы реализации проекта: 1. Подготовительный этап Цель: повышение теоретической профессиональной компетенции педагогов по вопросам организации проектной деятельности. Формулировка цели и определение задач. Подбор дидактического материала. Составление плана основного этапа проекта. Определение заданий для детей и родителей. Анкетирование родителей. Итоговый продукт: Переход в творческий этап. 2. Практический этап Цель: Реализация мероприятий проекта в соответствии с тематическим планированием. 3. Заключительный этап Цель: Подведение итогов проектной деятельности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|