Формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста. |
Учим Чтению | |||
Автор: Володина Кристина Александровна | |||
08.01.2023 22:58 | |||
Формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста. Родители многих дошкольников сетуют на то, что их дети не читают книги. В наше время место книг в жизни дошкольников занимают компьютер, планшеты и другие гаджеты. Это интересно, захватывающе. Почему же чтение книг не вызывает интереса у подрастающего поколения? Интерес к чтению начинает формироваться еще в дошкольном возрасте. И пример взрослого очень важен. Ребенок должен видеть родителей, которые читают, и читают с интересом. Чтение в дошкольном возрасте – очень важный этап в развитии и формировании личности ребенка. Детская книжка – источник информации об окружающем мире, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры.
«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.» Это слова В. А. Сухомлинского. Может быть потому, современные дети не испытывают потребности в чтении, потому что «крупинок человечности» в нашей жизни становится всё меньше. Нельзя недооценивать пользу чтения. Прежде всего, чтение развивает речь и влияет на качество и количество словарного запаса ребёнка. Читающий человек обладает лучшей памятью и концентрацией внимания. Чтение помогает в развитии образного мышления и в обучении грамоте, даёт возможность научиться анализировать, улавливать смысл, развивает ораторские способности. Если родители систематически читают ребёнку художественные книги, то у малыша расширяется кругозор, повышается интеллект, формируется познавательная активность и положительные нравственные качества. На примере литературных персонажей ребёнок учится бережному отношению к окружающему миру, познаёт тонкости человеческих взаимоотношений. Заложенная в детстве любовь ребёнка к книге поможет сформировать усидчивость и поможет в учёбе (развитие волевого усилия при выполнении заданий разной сложности). Возникает вопрос, когда же начинать прививать любовь к книге, формировать интерес к чтению художественной литературы? Уже с самого раннего возраста можно читать ребёнку вслух. По нескольку минут в день. Пусть это будут потешки и прибаутки. Такое чтение способствует эмоциональному развитию малыша, его сближению с матерью. Опираясь на собственный опыт, могу утверждать, что через несколько дней ребёнок начнёт обращать внимание на книгу в руках матери и улыбаться. Я начала читать своему сыну, а непросто рассказывать вслух сказки и потешки, когда ему исполнилось 5-6 месяцев. Но самым оптимальным для адаптации к чтению психологи считают возраст от трёх до семи лет. Наиболее удачным временем для чтения считается время перед сном. Это может стать хорошим ритуалом, помогающим ребёнку снять напряжение, накопившееся за день, отодвинуть все проблемы на задний план, расслабиться. Однако, стоит читать и в течение дня. С возрастом детям требуется всё больше информации, растёт потребность и в положительных эмоциях. Поэтому постепенно стоит увеличивать время чтения и повышать уровень сложности книг. Необходимо призывать родителей к тому, чтобы они читали детям как можно больше. Чтение повысит словарный запас ребёнка, поможет развитию фонематического слуха и способности правильно произносить звуки, научиться понимать разные интонации. Вот некоторые советы для родителей, как приучить дошкольника к чтению:
Многолетний опыт работы с дошкольниками доказывает, что работа по формированию у детей интереса к чтению очень важна. Совершенствование навыков речевой культуры является необходимым компонентом образованности, интеллигентности человека. Речь любого человека, обогащённая меткими изречениями, образными выражениями, фразеологизмами, пословицами и поговорками становится яркой, живой, выразительной. Из всего сказанного следует, в вопросе формирования интереса старших дошкольников к чтению необходимо опираться на следующую мысль С.В. Михалкова «… Детские игры, детские шалости, детские фантазии, детские интересы, детские разговоры… Если взрослые не разрушили преждевременно этой особой атмосферы, в которой и зарождается будущее богатство духовного мира, если взрослые сумели понять и оценить вдохновение, романтику и чистоту юной поры, то они уже многое сделали для ребенка». Это поможет педагогу выполнить сверхзадачу работы по развитию интереса старших дошкольников к чтению – убедить детей в необходимости чтения и напомнить тем, кто их окружает, что детская литература, по мнению З.Я. Гриценко: ‒ развивает чувство и интуицию читателя; ‒ показывает ему, какой он человек и каким он может стать; она определяет его дорогу к себе, к лучшему; ‒ изучает человеческий опыт, человеческий путь по земле. Без его усвоения и осмысления трудно двигаться дальше; ‒ учит анализу, постоянно ставя перед читателем проблему выбора, провоцируя в поисках ответов на вопросы; ‒ делает человека интересным самому себе и другим; ‒ никогда не предлагает готовых ответов на вопросы, не стандартизирует мышление. Она не позволяет читателю быть ординарным, плоским; ‒ всегда разная. И даже то произведение, которое, кажется, знаешь наизусть, в процессе накопления жизненного и читательского опыта можно прочесть и понять по-новому, глубже, оригинальнее, острее; ‒ развивает воображение, ассоциативное мышление, творческое видение мира, чувство языка; ‒ дает возможность отдохнуть, насладиться, удивиться, испытать какое-то чувство, освободиться от каких-то тревожных мыслей, увидеть, как то, что волнует тебя самого, переживают другие; ‒ уводит читателя от нравственной глухоты [7, с. 6-7]. Список литературы:
для студ. учреждений ВПО / З.А. Гриценко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2012. – 347 с. 5. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З.А. Гриценко. – М.: Академия, 2018. – 224 с.
|