«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности» |
Учим Чтению | |||
Автор: Бажанова Татьяна Петровна | |||
04.01.2023 21:53 | |||
«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности» Выполнила: Воспитатель МАОУ «Гимназия№1» до 23 г.Балашиха Бажанова Татьяна Петровна. Одна из важнейших задач современного образования –формирование функционально грамотных людей. В образовательных стандартах одной из главных функциональных грамотностей является читательская грамотность. Сегодня многие родители не читают своим детям книги, что свидетельствует о значительном снижении читательской грамотности у детей, потере интереса к литературе, и к книге. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком. Осознав важность вопроса в формировании интереса к художественной литературе и необходимости подбора эффективных форм работы, я начала углублённо работать по данной теме. Свою работу я начала с изучения образовательной программы, методических рекомендаций к программе в условиях дошкольного учреждения.
Следующим этапом моей работы было создание предметно-развивающей игровой среды. Для формирования у детей интереса к произведениям художественной литературы, оформила книжный уголок, в который внесла в соответствии с программой и комплексно-тематическим планированием, научно-популярные книги для детей, классическую литературу, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии. Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся им эпизоды сказок, мультипликационных фильмов с помощью плоскостного, объёмного, настольного, пальчикового театров использовала наборы готовых игрушек к сказкам «Петушок и бобовое зёрнышко», «Репка», «Рукавичка», «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена, «Три медведя» А. Толстого, «Муха-цокотуха» К. Чуковского. Для драматизации литературных произведений использую элементы костюмов сказочных героев, маски. Инсценировка сказка «Репка» (дети старшей группы) Инсценировка сказки «Репка» (вторая младшая) Инсценировка былины «Илья Муромец» Инсценировка былины «Три Богатыря» Чтобы дети могли различать литературные жанры изготовила дидактические игры: «Сочиняем сказку», «Что сначала, что потом», «Герои заблудились», сказочные пазлы "Щелкунчик", лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений. Для воспитания устойчивого интереса к литературе и фольклору использую средства других видов искусства, в том числе музыкального. В группе имеется магнитофон с различными музыкальными дисками; сборниками русских народных аудио сказок, в музыкальном уголке имеются детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан, металлофон, погремушки, что помогает мне привлечь детей к участию в играх-драматизациях, инсценировках. Организую ежедневное чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, былин, самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций. Периодически в группе организуются выставки книг, на тему моя самая любимая книга. Также каждая тема недели отражена в книгах, иллюстрациях, развивающих играх, дети могут в свободное время более подробно рассмотреть материалы, представленные на занятиях. Еще дети из моей группы очень любят, когда я провожу игровое занятие "Страна Почитайкино", где мы создаем условия похожие на библиотеку. Дети учатся соблюдать тишину во время просмотра книг, который выдал им детский "работник библиотеки". знакомятся с самим понятием: «библиотека», для чего она создана. Игровое занятие «Страна Почитайкино» На непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, дети получают первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности); «речевое развитие», которое включает в себя как приоритет: "Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы". Оформляем выставки детских рисунков по прочитанным произведениям С.Есенина «Белая берёза», «Мой любимый книжный герой», А.С. Пушкин «Царевна – Лебедь»; лепка по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Рукавичка»; рисование. Организуем с детьми творческие встречи, литературные викторины, литературное развлечение «Королева игрушек», посвященное творчеству А.. Барто, игра-викторина «Путаница» по произведениям С. Михалкова, рождественские святки по мотивам сказки «Серебряное копытце», «Сказки дедушки Корнея», литературная гостиная «Ларец мудрости» — по мотивам басен И.А. Крылова. В режимных моментах, на прогулке во время наблюдений я использую художественное слово. В дошкольном возрасте ребенок живет чувствами и с их помощью воспринимает, открывает и понимает окружающий мир. Через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают красоту родной природы. А также у нас работает мастерская по ремонту книг, "Книжкина больница" где дети с удовольствием подклеивают потрёпанные книги (ножницы, клей ПВА, кисть, скотч и др.). Но, наша работа была бы неполной, если бы мы не приобщали к ней родителей. В беседах с родителями обращаю внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного. Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями. С целью установления контактов с семьёй, для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе разработана система сотрудничества педагогов и родителей. Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами в реализации данной функциональной грамотности. Грамоты и дипломы за участие детей в конкурсах чтецов. Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей: эмоциональную отзывчивость; активность и объективность читательского воображения; умение пересказывать; аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев; осмысление художественной формы на уровне детали и композиции. Таким образом, можно сказать, главное и сделать вывод, что функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.
|