«Сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста или как мы сочиняем истории вместе» |
Учим Чтению | |||
Автор: Логинова Анастасия Валерьевна | |||
06.01.2023 19:41 | |||
«Сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста или как мы сочиняем истории вместе» Технология «Сторителлинг» пришла к нам из бизнеса и разработана Дэвидом Амстронгом, главой крупной международной корпорации. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга. Дословно Сторителлинг переводится как «рассказывание историй». Это своеобразный способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй. Мифы, легенды, сказки и рассказы, книги, театральные постановки, публичные выступления — везде есть сторителлинг. Представьте, что вы рассказываете коллеге, как провели выходные. Вы проснулись, позавтракали и решили поехать за город отдохнуть. По дороге вы встретили ещё пару друзей и позвали их с собой. Потом вы опоздали на поезд, а следующего пришлось бы ждать три часа. В итоге вы передумали ехать за город, но хорошо провели время с друзьями в привокзальном кафе.
Это обычная история, но если вы не просто формально передаёте последовательность событий, а рассказываете её увлекательно, — это тоже сторителлинг. На данный момент технология сторителлинга активно применяется в педагогике. В педагогике сторителлинг — это техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем. Она направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций. Педагогу необходимо захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории. Алгоритм составления историй: Вступление: должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем. Варианты вступления: Когда-то давным-давно…, Садитесь поближе, я вам расскажу…, Однажды…, В некотором царстве, в некотором государстве…, Жили-были…, Это произошло темной и дождливой ночью…, Наш герой понятия не имел, что его ждет… 2. Развитие событий. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее. Описывается основная сюжетная линия. Что произошло с героем? Кого он встретил или что нашел? Что он планирует с этим делать? 3. Кульминация: Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта! 4. Заключение: Должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль. Итог: важно, чтобы в них было вступление, где дети входят в ситуацию и знакомятся с героем. Обязательно наличие героя, которому нужно сопереживать. Дальше идёт развитие событий, где герой погружается в ситуацию, кульминация и развязка. Истории должны быть просты и понятны, не нужно оставлять открытого финала, концовка должна быть однозначной. Виды: Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга:
Классический: Реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При его использовании педагог передает детям конкретную информацию, которая представлена в насыщенной форме запоминающейся истории. 1. Например: детям младшего возраста рассказать историю, взяв за основу знакомую сказку В Сутеева «Кто сказал «Мяу?» Ребята, а вы знаете, кто говорит «Мяу?» (ответы детей) Какие вы молодцы! А я вот не знала… Но однажды открыла книжку и нашла там интересную историю, и сейчас я хочу вам её рассказать. Рассказ воспитателя сопровождается показом изображений (показ слайдов с иллюстрациями сказки) Активный: Педагог задает основу события, формирует ее проблемы, цели и задачи. Дети вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. В любой истории должен быть интересный герой. Это может быть, кто или что хотите, хоть обычный карандаш, если вам нужно научить детей им пользоваться. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребёнок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире. Как это может выглядеть? Педагог делает введение, допустим, к нам на занятие сегодня пришёл стул. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Что он чувствует? Мне кажется, он грустит, как вы думаете, почему? А каким он был раньше? А раньше что он чувствовал? Что мы с вами можем сделать, чтобы он перестал грустить? То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию истории. Начиная с младшего возраста можно использовать 1. «Кубики историй» Это уникальная игра – пособие, развивающая фантазию и речь. Для изготовления этой игры необходимо подобрать красочные предметные и сюжетные картинки. На кубики можно наклеить уголки для фотографий, чтобы можно было менять картинки. Или же изготовить кубики по шаблону. Суть игры в том, что вы бросаете кубики на стол и начинаете историю с каких — нибудь слов типа «Однажды…» или «Давным – давно…» и пр., нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков. Начиная с того, который привлёк ваше внимание. Или же например: Изначально выбирается герой, задаётся тема рассказа: жил-был гном. Ребёнок достаёт из мешочка кубик, начинает рассказывать историю. Выпадает дерево (рядом с домиком гнома росло дерево), выпадает картинка-солнышко (над домом гномика светит солнышко) и т.д. Таким образом, сочиняются интересные истории. Можно вначале упростить задачу, первым бросает ребёнок, затем взрослый, потом опять ребёнок… Благодаря такой очерёдности педагог может направлять содержание истории. Со временем дети сами составляют интересные рассказы. Правила игры «Кубики историй» Договориться, кто начинает первым, кто продолжает, кто заканчивает Первый игрок достаёт кубик, бросает его В зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать историю. Последующие игроки совершают такое же действие и продолжают историю, не теряя нить повествования. Начать можно со слов «Однажды...», «Когда-то давным-давно…», «В некотором царстве, в некотором государстве..» Вы можете использовать столько кубиков, сколько захотите, или следовать правилу — сказка за 5 ходов. Наиболее важные моменты при создании истории с помощью кубиков. Необходимо учитывать возрастные особенности детей, их интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития. В истории должен быть определённый персонаж или герой. У героя должны быть особенные черты характера, которые будут отображаться в изложенных событиях. Главный персонаж должен вызывать симпатию, дети должны представлять себя на месте главного героя. Необходимо использовать открытые вопросы в адрес детей, добавлять эмоциональный фон к фактам, использовать чувство юмора. Карты проппа:
|