Методика формирования навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи |
Учим Чтению | |||
Автор: Попова Альбина Васильевна Мурашова Лариса Максимовна | |||
05.01.2023 18:47 | |||
Методика формирования навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Аннотация: в методической разработке демонстрируются этапы, методы и приёмы формирования навыка чтения у детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях ДОУ, даны методические рекомендации и описание игр на каждом этапе. Актуальность: чтение-сложный психофизиологический процесс, это вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Для правильного чтения с высокой скоростью нужна слаженная работа зрительного, речеслухового и речедвигательного анализаторов. Трудности в формировании навыка чтения у детей с ТНР могут быть вызваны следующими причинами:
Проблема нарушений чтения у детей с ТНР-одна из самых актуальных на этапе школьного обучения, поэтому важно начать работу по формированию навыка чтения ещё в дошкольном возрасте.
Основные принципы методики:
Этапы формирования навыка чтения:
- знакомство с неречевыми звуками: на этом этапе даётся понятие «звук» — это, что мы слышим и произносим: сначала даются звуки сильноконтрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен — маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек). Предлагаемые игры: «Услышишь – хлопни»; «Узнай, что звучит?»; «Где звучит колокольчик?»; «Покажи картинку» и т.д. - знакомство с речевыми звуками, дифференциация понятий: «речевой и неречевой звук»: неречевые звуки –это звуки музыкальные, бытовые, звуки животных или птиц. Речевые звуки –это звуки, которые произносит человек, даже когда изображает предметы или животных. Предлагаемые игры: «Громко – тихо»; «Кто сказал?» и т.д. -знакомство с понятием «слово» и «слог»: «слово» –это название чего-либо, «слог» -это часть слова. На этом этапе целесообразно создавать ситуации, в которых слова произносят нараспев, протягивая слоги ( «Девочка заблудилась в лесу, и ее звали громко: Ма-ша! Ма-ша! Мальчики гуляли и заигрались, мама их звала домой: Са-ша! Во-ва!»). Детям предлагают повторить, как звали ребят. Таким образом, они приходят к выводу, что слова произносятся не сразу, а по частям-слогам. -деление слов на слоги: на начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, далее вводят слова, состоящие из трех частей (ма-ли-на, мар-тыш-ка), и только потом слова односложные (мак, дом), т.к. на них нельзя продемонстрировать, что такое часть слова. Предлагаемые игры: «Кто быстрее увидит предметы, в названии которых два (три) слога»; загадывание загадок о предметах, в названии которых определенное количество слогов; «Как мишутка учился говорить» (медведь учит мишку произносить слова по частям); «Магазин игрушек» (продавец дает игрушку покупателю, если тот правильно произнесет ее название по слогам); «Накорми животное» (дети называют слова, обозначающие предметы питания и состоящие из разного количества слогов); «Хлопни в ладоши столько раз, сколько слогов в слове»; «Кочки» (при делении слов на слоги дети перемещаются по «кочкам на болоте»); «Посади в вагон» и др. 2. Знакомство с гласными звуками, их обозначением буквами - знакомство со звуком: при знакомстве со звуком мы выделяем его из речи: например, при знакомстве со звуком «а» говорим, девочка Аня потерялась в лесу, она плачет: А-а-а. Как плачет Аня? Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. Предлагаемые игры: «Назови звук» (показываем карточку-символ, ребёнок называет звук) и наоборот «Покажи звук» (произносим звук, ребёнок показывает карточку-символ), «Узнай звук по артикуляции», «Назови слово, которое начинается на звук…», «Покажи картинки с заданным звуком», «Какой звук живет в словах?» (называется три слова, а дети определяют звук); - дифференциация гласных звуков: уточнение артикуляции и умения слышать данный звук в ряду других звуков: а, у, и, а, а, о; в ряду слогов: ом, ум, ам, ан, ас; в ряду слов: аист, усы, артист, осы; в тексте: Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали. Предлагаемые игры: "Разложи картинки" (подарим Олегу картинки, в название которых есть звук о, а Алёше — звук а); "Утки и окуни" (дети делятся на 2 команды — окуни и утки произвольно двигаются, взрослый произносит поочерёдно слова то с ударным звуком у, то с ударным а. Дети-"окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком о, а "утки" — когда услышат слово с у) и др. - работа над позицией звука в слове ведётся в следующей последовательности: определение первого звука в слове (необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом; затем в конце слова и в середине слова. Предлагаемые игры: «Наведи порядок» (подбираются картинки с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец), ребенок должен разложить их в три столбика); «Чудесный мешочек» (сложить в мешочек разные предметы или картинки, ребенок достаёт картинку (предмет) и называет первый, последний звук в названии картинки (предмета) и др. - подготовка к звуко – буквенному анализу слов, чтение слогов «ау, иа, уа», знакомство со звуковыми схемами. Делается анализ данных слов: определяется количество звуков, их последовательность, даётся характеристика, выкладывается схема слова (2 красных круга) Предлагаемые игры: «Назови звуки по порядку», «Сосчитай звуки», «Назови первый, последний звук». -одновременно со звуком знакомимся с его обозначением буквой: даём понятие «буква» - это знак звука, то, что мы видим и пишем. Запомнить образ буквы помогают следующие приёмы: поэлементный анализ облика буквы (из каких частей состоит буква: палочек или кружочков?); сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами (На что похожа буква? В каких предметах спряталась буква?); конструирование буквы: выкладывание её из счетных палочек, кубиков; лепка из пластилина; вырывание из бумаги; узнавание букв наощупь (из фетра, дерева и др. материалов); распознавание буквы в зашумленных изображениях, определение правильно написанной буквы из неправильно написанных букв; печатание буквы. 3. Знакомство с согласными звуками, их обозначением буквами При знакомстве с согласными звуками проходим все этапы, как и при знакомстве с гласными:
-звуко-буквенный анализ слогов и слов с изучаемым звуком в следующей последовательности:
Одновременно:
Для характеристики согласных звуков использую символы: твердый — синий квадрат; зеленый квадрат – мягкий; желтый колокольчик — звонкий звук, перечеркнутый колокольчик – глухой звук. 4. Формирование механизма навыка чтения Предпосылкой для формирования навыка чтения является звуко-буквенный анализ слов, запоминание образа буквы и работа со словом при знакомстве с гласными и согласными звуками. Приёмы работы со словом:
Далее слово прочитывается, печатается в тетради. Со словом составляется предложение. Весь материал для чтения и звукового анализа подбирается таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Занятия проводятся в игровой форме, что вызывает интерес и желание детей. Дети постепенно овладевают навыком чтения. Большую помощь для формирования навыка чтения оказывает таблица педагога – практика Н.А. Зайцева. Таблица изменена в цвете, приближена к традиционному обучению грамоте: гласные буквы – красные, звонкие – синие, глухие – желто-коричневые, твердые – синие, большой квадрат, мягкие – зеленые, квадрат поменьше. Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, различают гласные и согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие), овладевают слоговым и слитным способами чтения, минуя пресловутые «муки» слияния. От чтения слов и коротких предложений на карточках дети постепенно переходят к чтению небольших текстов, понимают смысл прочитанного. У них появляется интерес к процессу чтения. Далее проводится работа по совершенствованию навыка чтения. Приемы совершенствования навыка чтения:
Необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ является организация работы с родителями, направленная на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах обучения грамоте, в частности, обучения чтению ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через различные формы, например, круглые столы, индивидуальные беседы и консультации с родителями, размещение информационных листков в уголке для родителей. Целевые ориентиры ФГОС ДО выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования. Обучение чтению и грамоте в дошкольном возрасте способствует всестороннему и гармоничному развитию ребенка, является одним из условий успешной адаптации к обучению в школе, от степени овладения детьми навыком чтения во многом зависит их успеваемость в школе. Следует помнить, что навык чтения, приобретенный в дошкольном детстве, приносит пользу ребенку только в случае грамотного подхода к процессу обучения. Таким образом, на этапе завершения дошкольного образования воспитанники с ТНР овладевают умением выделять звуки в словах, у них складываются предпосылки грамотности. Дети могут проводить звуковой анализ слова, владеют слоговым чтением и чтением словами, понимают содержание прочитанного. Список используемой литературы
|