Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методика формирования навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Учим Чтению
Автор: Попова Альбина Васильевна Мурашова Лариса Максимовна   
05.01.2023 18:47

Методика формирования навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речиМетодика формирования навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Аннотация: в методической разработке демонстрируются этапы, методы и приёмы формирования навыка чтения у детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях ДОУ, даны методические рекомендации и описание игр на каждом этапе.

Актуальность: чтение-сложный психофизиологический процесс, это вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Для правильного чтения с высокой скоростью нужна слаженная работа зрительного, речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Трудности в формировании навыка чтения у детей с ТНР могут быть вызваны следующими причинами:

  • недостаточная сформированность высших психических функций
  • нарушение пространственной ориентировки
  • нарушение зрительно-моторной координации
  • нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • несформированность фонематических процессов
  • полиморфное нарушение звукопроизношения
  • бедность словарного запаса
  • недостаточное развитие лексико-грамматической стороны речи
  • недоразвитие связной речи.

Проблема нарушений чтения у детей с ТНР-одна из самых актуальных на этапе школьного обучения, поэтому важно начать работу по формированию навыка чтения ещё в дошкольном возрасте.

 

Основные принципы методики:

  1. Игра – ведущее средство обучения детей на занятиях. Применение разнообразных игр и упражнений, которые имеют многофункциональный характер, знакомят с буквами, создают прочную фонетико-фонематическую базу, способствуют обучению чтению, развивают внимание, память, логическое мышление.
  2. Учёт нормы появления звуков в онтогенезе. Усвоение правильного произношения звуков должно предшествовать изучению соответствующих букв, т.е. процесс формирования навыка чтения начинается с изучения букв и соответствующих им звуков раннего онтогенеза (более лёгких по артикуляционному укладу, которые дети произносят правильно) к более сложным звукам позднего онтогенеза. Это особенно важно при обучении чтению детей с ТНР, т.к. изучение букв и последующее чтение слогов, слов и предложений, содержащих искажённо произносимые детьми звуки, закрепляет неправильное произношение, затрудняет формирование навыка чтения и снижает мотивацию ребёнка. В связи с этим изучение букв проводим в следующей последовательности: А, У, И, О, Э, Ы, М, П, Б, Т, Д, Н, В, Ф, Г, К, Х, Й, Я, Е, Ё, Ю, С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Ъ, Л, Р.
  3. «Говорим, как слышим». При знакомстве с буквой называем не ее «официальное» название (эм, бэ), а тот звук, который она обозначает (м, б).
  4. Весь материал для чтения и звукового анализа на начальных периодах обучения чтению подбирается таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением.
  5. Максимальное включение всех анализаторов в процессе формирования навыка чтения.
  6. Принцип звукового анализа и синтеза.

Этапы формирования навыка чтения:

  1. Подготовительный этап: формирование фонематического слуха и общей ориентировки в фонемной системе языка.
  2. Знакомство с гласными звуками, их обозначением буквами
  3. Знакомство с согласными звуками, их обозначением буквами
  4. Формирование механизма чтения.
  5. Формирование фонематического слуха и общей ориентировки в фонемной системе языка.

- знакомство с неречевыми звуками: на этом этапе даётся понятие «звук» — это, что мы слышим и произносим: сначала даются звуки сильноконтрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен — маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).

Предлагаемые игры: «Услышишь – хлопни»; «Узнай, что звучит?»; «Где звучит колокольчик?»; «Покажи картинку» и т.д.

- знакомство с речевыми звуками, дифференциация понятий: «речевой и неречевой звук»: неречевые звуки –это звуки музыкальные, бытовые, звуки животных или птиц. Речевые звуки –это звуки, которые произносит человек, даже когда изображает предметы или животных.

Предлагаемые игры: «Громко – тихо»; «Кто сказал?» и т.д.

-знакомство с понятием «слово» и «слог»: «слово» –это название чего-либо, «слог» -это часть слова. На этом этапе целесообразно создавать ситуации, в которых слова произносят нараспев, протягивая слоги ( «Девочка заблудилась в лесу, и ее звали громко: Ма-ша! Ма-ша! Мальчики гуляли и заигрались, мама их звала домой: Са-ша! Во-ва!»). Детям предлагают повторить, как звали ребят. Таким образом, они приходят к выводу, что слова произносятся не сразу, а по частям-слогам.

-деление слов на слоги: на начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, далее вводят слова, состоящие из трех частей (ма-ли-на, мар-тыш-ка), и только потом слова односложные (мак, дом), т.к. на них нельзя продемонстрировать, что такое часть слова.

Предлагаемые игры: «Кто быстрее увидит предметы, в названии которых два (три) слога»; загадывание загадок о предметах, в названии которых определенное количество слогов; «Как мишутка учился говорить» (медведь учит мишку произносить слова по частям); «Магазин игрушек» (продавец дает игрушку покупателю, если тот правильно произнесет ее название по слогам); «Накорми животное» (дети называют слова, обозначающие предметы питания и состоящие из разного количества слогов); «Хлопни в ладоши столько раз, сколько слогов в слове»; «Кочки» (при делении слов на слоги дети перемещаются по «кочкам на болоте»); «Посади в вагон» и др.

2. Знакомство с гласными звуками, их обозначением буквами

- знакомство со звуком: при знакомстве со звуком мы выделяем его из речи: например, при знакомстве со звуком «а» говорим, девочка Аня потерялась в лесу, она плачет: А-а-а. Как плачет Аня? Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично.

Предлагаемые игры: «Назови звук» (показываем карточку-символ, ребёнок называет звук) и наоборот «Покажи звук» (произносим звук, ребёнок показывает карточку-символ), «Узнай звук по артикуляции», «Назови слово, которое начинается на звук…», «Покажи картинки с заданным звуком», «Какой звук живет в словах?» (называется три слова, а дети определяют звук);

- дифференциация гласных звуков: уточнение артикуляции и умения слышать данный звук в ряду других звуков: а, у, и, а, а, о; в ряду слогов: ом, ум, ам, ан, ас; в ряду слов: аист, усы, артист, осы; в тексте: Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали.

Предлагаемые игры: "Разложи картинки" (подарим Олегу картинки, в название которых есть звук о, а Алёше — звук а); "Утки и окуни" (дети делятся на 2 команды — окуни и утки произвольно двигаются, взрослый произносит поочерёдно слова то с ударным звуком у, то с ударным а. Дети-"окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком о, а "утки" — когда услышат слово с у) и др.

- работа над позицией звука в слове ведётся в следующей последовательности: определение первого звука в слове (необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом; затем в конце слова и в середине слова. Предлагаемые игры: «Наведи порядок» (подбираются картинки с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец), ребенок должен разложить их в три столбика); «Чудесный мешочек» (сложить в мешочек разные предметы или картинки, ребенок достаёт картинку (предмет) и называет первый, последний звук в названии картинки (предмета) и др.

- подготовка к звуко – буквенному анализу слов, чтение слогов «ау, иа, уа», знакомство со звуковыми схемами. Делается анализ данных слов: определяется количество звуков, их последовательность, даётся характеристика, выкладывается схема слова (2 красных круга)

Предлагаемые игры: «Назови звуки по порядку», «Сосчитай звуки», «Назови первый, последний звук».

-одновременно со звуком знакомимся с его обозначением буквой: даём понятие «буква» -

это знак звука, то, что мы видим и пишем. Запомнить образ буквы помогают следующие приёмы: поэлементный анализ облика буквы (из каких частей состоит буква: палочек или кружочков?); сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами (На что похожа буква? В каких предметах спряталась буква?); конструирование буквы: выкладывание её из счетных палочек, кубиков; лепка из пластилина; вырывание из бумаги; узнавание букв наощупь (из фетра, дерева и др. материалов); распознавание буквы в зашумленных изображениях, определение правильно написанной буквы из неправильно написанных букв; печатание буквы.

3. Знакомство с согласными звуками, их обозначением буквами

При знакомстве с согласными звуками проходим все этапы, как и при знакомстве с гласными:

  • знакомство со звуком
  • дифференциация
  • работа над позицией звука в слове

-звуко-буквенный анализ слогов и слов с изучаемым звуком в следующей последовательности:

  • односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот);
  • двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи);
  • односложные со стечением согласных (стол, крот, мост);
  • двусложные со стечением (скала);
  • трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина).
  • знакомство с буквой.

Одновременно:

  • даём понятие «согласный звук» и их отличие от гласных звуков: при произношении согласных звуков воздушная струя встречает препятствие (губы зубы, язык). Например, дети учатся произносить: М-М-М. Вместе выясняем, что воздушная струя встречает препятствие — губы. Дается понятие «согласный звук». Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие, подкрепляем это понятие символом синего цвета.
  • даём понятие «звонкий и глухой согласный», используя прием с горлышком — если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если нет — глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка.
  • даём понятие «твёрдый и мягкий звук», предлагая детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, согласного – артикуляционный аппарат напрягается.

Для характеристики согласных звуков использую символы: твердый — синий квадрат; зеленый квадрат – мягкий; желтый колокольчик — звонкий звук, перечеркнутый колокольчик – глухой звук.

4. Формирование механизма навыка чтения

Предпосылкой для формирования навыка чтения является звуко-буквенный анализ слов, запоминание образа буквы и работа со словом при знакомстве с гласными и согласными звуками.

Приёмы работы со словом:

  • назвать слово по слогам;
  • назвать количество слогов в слове;
  • назвать первый слог, второй;
  • назвать количество звуков в первом слоге, во втором слоге;
  • назвать звуки по порядку;
  • сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по порядку;
  • сколько согласных;
  • назвать первый звук, последний, третий,
  • обозначить звуки буквой.

Далее слово прочитывается, печатается в тетради. Со словом составляется предложение. Весь материал для чтения и звукового анализа подбирается таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Занятия проводятся в игровой форме, что вызывает интерес и желание детей. Дети постепенно овладевают навыком чтения.

Большую помощь для формирования навыка чтения оказывает таблица педагога – практика Н.А. Зайцева. Таблица изменена в цвете, приближена к традиционному обучению грамоте: гласные буквы – красные, звонкие – синие, глухие – желто-коричневые, твердые – синие, большой квадрат, мягкие – зеленые, квадрат поменьше. Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, различают гласные и согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие), овладевают слоговым и слитным способами чтения, минуя пресловутые «муки» слияния. От чтения слов и коротких предложений на карточках дети постепенно переходят к чтению небольших текстов, понимают смысл прочитанного. У них появляется интерес к процессу чтения.

Далее проводится работа по совершенствованию навыка чтения.

Приемы совершенствования навыка чтения:

  1. Частота упражнений в чтении, а не длительность. Лучше читать по несколько предложений в несколько приемов, чем большой по объему текст за один раз.
  2. Чтение про себя с последующими ответами на вопросы по содержанию.
  3. Чтение по образцу. Дети должны видеть, знать, как надо читать.
  4. Щадящее чтение – это чтение 1-2 предложений с кратковременным отдыхом (рассматривание картинок, ответы на вопросы по содержанию…)

Необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ является организация работы с родителями, направленная на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах обучения грамоте, в частности, обучения чтению ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через различные формы, например, круглые столы, индивидуальные беседы и консультации с родителями, размещение информационных листков в уголке для родителей.

Целевые ориентиры ФГОС ДО выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования. Обучение чтению и грамоте в дошкольном возрасте способствует всестороннему и гармоничному развитию ребенка, является одним из условий успешной адаптации к обучению в школе, от степени овладения детьми навыком чтения во многом зависит их успеваемость в школе. Следует помнить, что навык чтения, приобретенный в дошкольном детстве, приносит пользу ребенку только в случае грамотного подхода к процессу обучения.

Таким образом, на этапе завершения дошкольного образования воспитанники с ТНР овладевают умением выделять звуки в словах, у них складываются предпосылки грамотности. Дети могут проводить звуковой анализ слова, владеют слоговым чтением и чтением словами, понимают содержание прочитанного.

Список используемой литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного воспитания: Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Варенцова Н.С., Обучение дошкольников грамоте — М.: Мозаика-Синтез, 2009
  3. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В., Развитие фонематического слуха у дошкольников, М.: АКАЛИС, 1995
  4. Васильева С, Соколова Н. Логопедические игры для дошкольников — М.: Шола Пресс 1999
  5. Пятница Т.В. Грамота? Да! Пособие по обучению грамоте – Мозырь, ООО ИД «Белый Ветер», 2005
  6. Филякина Л.К. Считайка для малышей. Промакашка для фантазеров/ Под ред. М.В. Ганькиной, А.С. Русакова. – М.: ТЦ Сфера; СПб: Образовательные проекты, 2016
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год