Раннее обучение чтению детей дошкольного возраста с использованием технологии Н.А. Зайцева. |
Учим Чтению | |||
Автор: Попова Альбина Васильевна | |||
14.12.2022 11:16 | |||
Раннее обучение чтению детей дошкольного возраста с использованием технологии Н.А. Зайцева. Развитие речи детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием. Важным видом речевой деятельности и средством познания — является чтение. Анализ работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам обучения детей чтению (Б. и Д. Доман, Сесиль Лупан, Л. Б. Фесюковой, Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман, Г. Глинка и др.) показал, что дети способны научиться читать уже в дошкольном возрасте. Экспериментально доказано, что раннее обучение чтению способствует развитию у детей речи, мышления, памяти, воображения, формированию навыков общения, расширению кругозора, воспитанию общей культуры. С полным основанием можно утверждать, что от степени овладения детьми навыком чтения во многом зависит их успеваемость в школе. От того хорошо читает ребенок или нет, в значительной мере зависит его грамотность. Чтение художественной литературы как взрослыми, так и самим ребенком нацелено на то, чтобы продвигать детей в умственном, нравственном и речевом развитии.
В 4-5 лет многие дети знают буквы, и родители думают, что ребенок готов к чтению. И такое простое слово как «Мама», дети читают «эмаэма» или «мэамэа», а «кот» — «каотэ». Детям трудно понять, что в словах некоторые буквы читаются совсем не так, как их выучили. Складовая система Н.А. Зайцева предлагает другой путь обучения чтению детей 3 лет. Склады в этой системе дети изначально учатся произносить так, как они звучат в словах, сами склады расположены в строго определенном порядке. Поэтому эти склады очень хорошо и быстро запоминаются. Такая системность (и составленные игры и игровые упражнения) дают прекрасную возможность сделать процесс обучения чтению радостным и увлекательным для детей. Дети учатся читать, не вымучивания слова по букве, а действительно складывая их из отдельных блоков – складов. Склады могут совпадать со слогами, но могут и отличаться. Н-р, в слове «лиса» — два склада, два слога «ли-са», а в слове «тигр» — один слог, но три склада «ти-г-р». Складовые блоки песенки – это своеобразный инструмент в руках ребенка, с помощью которого он овладевает навыком чтения. Пропевая, проговаривая складовые песенки на кубиках и в таблице необходимо показывать их ребенку сначала взрослым, а потом самим ребенком. Необходимо добиваться того, что бы дети хорошо знали складовые песенки. Песенками, играми нужно приучить ребенка к определенному расположению складов, чтобы потом он мог самостоятельно, в случае необходимости, находить нужный склад. Необходимо всегда помнить о том, что ребенку должно быть интересно. Поэтому предполагаются следующие примерные этапы обучения чтению, а также игры и игровые упражнения. Примерные этапы работы:
Игры и игровые упражнения по обучению чтению. Игры на озвучивание кубиков.
Игры, способствующие обучению чтению (с кубиками и таблицей)
а) твердых (больших) б) мягких (маленьких) 5. «Озвучь (назови) эту кнопочку» или «Как это прочитать». 6. «Найди кубики с твоим именем». 7. «Составь из этих кубиков свое имя». 8. «Исправь ошибку». 9. «Напиши свое имя по таблице». 10. «Составь имя мамы, папы, братика, сестренки». 11. «Кого с собой возьмёшь в лес?» 12. «Едем в поезде» вагоны — имена родителей, друзей, героев сказок и т.д. 13. «Кого бы ты хотел иметь дома из животных». Как зовут твою кошку, собаку? 14. «Как зовут твою куклу?», мишку и т.д. 15. «Что я написала? Прочитай». 16. «Что ели на завтрак? На обед? Что нужно для супа? Что нужно взять, чтобы приготовить печенье, торт?» 17. «Кто нас лечит? Кто нас кормит?» Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» 18. «Составь слово на этот кубик» В — врач, вода и т.д. ДО — дом, дорога ДЕ — день, дерево т.д. 19. Игры на классификацию: «Пишем — мебель, одежду, цветы, домашних животных, диких животных, игрушки т.д.» Переход к черно-белому тексту. Игры со складами в таблице.
зима, снег, мороз суп, хлеб, чай, каша т.д. стол, стул, диван, кровать.... стоит, лежит, бежит....» 8. «Прочитай, что я написала». Игры с карточками. (слова написаны с делением на склады).
Приемы совершенствования навыка чтения.
Намечаются лишь основные этапы, а содержание каждой игры, занятия, их ход, повторяемость зависит от самого ребенка, его способности, интересов и желания. Используя кубики и таблицы Н. А. Зайцева в обучении дошкольников чтению, внедряя систему заданий на развитие всех видов памяти, приобщая к образцам художественной литературы, у детей можно сформировать навык полноценного сознательного чтения, интерес и любовь к книге. Список используемой литературы:
|