Консультация для родителей «Роль семьи в формировании читательских интересов у дошкольников» |
Учим Чтению | |||
Автор: Выборнова Татьяна Александровна | |||
02.11.2022 09:45 | |||
Консультация для родителей «Роль семьи в формировании читательских интересов у дошкольников» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№77 Комбинированного вида Приморского района г Санкт-Петербург Составила: Воспитатель первой квалификационной категории Выборнова Татьяна Александровна В современных условиях развития общества остро стоит проблема приобщения детей к чтению, данная проблема волнует педагогов и родителей. В жизни человека особую роль играет дошкольное детство, оно помогает сформировать качество характера, нравственность, мировоззрение, культурные традиции. Сформированные в раннем возрасте жизненные приоритеты, определяющие жизненный путь, как самого ребенка, так и путь последующих поколений, влияющие на общее развитие и состояние цивилизации. Важно, как можно раньше и больше уделять внимание, становлению внутреннего мира дошкольника, воспитывая, формируя в нём любовь, сострадание, созидательное начало. Особое значение в этом деле отведено книге и чтению. Читая, человек познает мир, учится анализировать, думать, выбирать себе героев, на которых будет равняться. К сожалению, в дошкольном возрасте, большинство детей не умеют читать. Тем больше ответственности ложиться на вас, уважаемые родители, какую книгу и как вы читаете, насколько её содержание соответствует возрасту ребёнка, традициям нашего народа. Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста, если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно! Большинство родителей обеспокоены тем, что детей не привлекает процесс чтения. В чем же причины, по которым процесс чтения для ребенка вызывает неприязнь? Исследование позволило определить некоторые из причин:
Самым главным из факторов в формировании читательских интересов младших школьников является участие родителей. В первые годы жизни ребенка книга не является предметом жизненной необходимости, как еда или игрушка, мотивы обращения к книге отсутствуют. Цель обращения к книге навязывается ребенку взрослыми, которые понимают роль книги в развитии малыша. Но если он наблюдает, что взрослые берут в руки книгу, журнал, газету и уделяют им достаточное внимание и время, ему становится любопытен этот процесс. Рождается мотив обращения к книге. Когда наступает возраст, определяемый психологами «я сам», значение книги меняется: она может стать источником увлекательной детской деятельности
Мотивы появляются и становятся предметными. В три — пять лет ребенок замечает связь между своим самочувствием и книгой. Главный итог дошкольного общения с книгой — рождение интереса к детской литературе через яркие и умные книги. В наш век семейное чтение утрачивает свое значение, так считают многие ученые, проводившие исследование по данной теме. Многие родители не испытывают потребности в чтении литературы и как только ребенок начинает читать отстраняются от совместного чтения книг. Перечислим основные причины, по которым семейное чтение утрачивает свое значение:
Роль семьи неоспорима в развитии ребенка-читателя. Заинтересованные родители главные помощники педагога, поэтому важно заострять внимание родителей на том, что без помощи семьи очень сложно воспитать увлеченного читателя. К формированию ребенка-читателя необходимо привлекать родителей с самых первых дней обучения детей в школе. Работу с родителями по развитию читательских интересов младших школьников надо начинать с первого класса. Для привития у детей интереса к чтению:
Авторитет родителей играет важную роль в воспитании юных читателей. Если дети видят, что их родители читают с удовольствием, то и ребенок постепенно будет втягиваться в процесс чтения, в кругу семьи зарождается любовь к книге. В статье Лукзен Л. «Растим читателя» дается информация, о том, что, по мнению психологов, привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно. Поэтому задача родителей помочь детям по воспитанию интереса к чтению. Автор дает рекомендации как это сделать:
Чтение, по словам В.А. Сухомлинского, должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни. Именно такая ориентация, активизирующая духовную, эмоциональную жизнь школьника актуальна в настоящее время, особенно для работы с детьми младшего школьного возраста, поскольку в эти годы закладывается фундамент эмоциональной отзывчивости. Сущность вышеизложенного материала сводится к тому, что из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. В таких семьях детей приучают писать отзывы на книги, вести читательские дневники, которые помогают осмыслить произведение, понять свои впечатления, лишний раз подумать над авторским замыслом, рисование картинок к произведениям, соотнести прочитанное с реальной жизнью. В семьях, где есть традиции чтения, детям интересно читать, они стремятся это делать самостоятельно. Ознакомление дошкольников с художественной литературой в рамках познавательного развития является мощным импульсом к развитию не только речи, но и интеллекта, позитивного отношения к миру, искусству, науке, любви и интереса к чтению. При восприятии художественного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на персонажей, несущих положительный пример и отрицательные герои – отрицательный пример. Хотят подражать положительным героям, сопереживают удачам и хотят помочь попавшим в беду, победить зло. 2022 год
|