Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании читательских интересов у дошкольников»
Учим Чтению
Автор: Выборнова Татьяна Александровна   
02.11.2022 09:45

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании читательских интересов у дошкольников»Консультация для родителей «Роль семьи в формировании читательских интересов у дошкольников»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№77 Комбинированного вида Приморского района г Санкт-Петербург

Составила: Воспитатель первой квалификационной категории Выборнова Татьяна Александровна

В современных условиях развития общества остро стоит проблема приобщения детей к чтению, данная проблема волнует педагогов и родителей. В жизни человека особую роль играет дошкольное детство, оно помогает сформировать качество характера, нравственность, мировоззрение, культурные традиции. Сформированные в раннем возрасте жизненные приоритеты, определяющие жизненный путь, как самого ребенка, так и путь последующих поколений, влияющие на общее развитие и состояние цивилизации. Важно, как можно раньше и больше уделять внимание, становлению внутреннего мира дошкольника, воспитывая, формируя в нём любовь, сострадание, созидательное начало. Особое значение в этом деле отведено книге и чтению. Читая, человек познает мир, учится анализировать, думать, выбирать себе героев, на которых будет равняться. К сожалению, в дошкольном возрасте, большинство детей не умеют читать. Тем больше ответственности ложиться на вас, уважаемые родители, какую книгу и как вы читаете, насколько её содержание соответствует возрасту ребёнка, традициям нашего народа. Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста, если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно! Большинство родителей обеспокоены тем, что детей не привлекает процесс чтения. В чем же причины, по которым процесс чтения для ребенка вызывает неприязнь?

Исследование позволило определить некоторые из причин:

  • детям трудно читать, так как мешают нарушения логопедического характера
  • дети не хотят читать, так как считают это занятие не интересным
  • дети не умеют подобрать книгу для чтения
  • дети не хотят читать, потому что родители не читают вместе с ними.

Самым главным из факторов в формировании читательских интересов младших школьников является участие родителей. В первые годы жизни ребенка книга не является предметом жизненной необходимости, как еда или игрушка, мотивы обращения к книге отсутствуют. Цель обращения к книге навязывается ребенку взрослыми, которые понимают роль книги в развитии малыша. Но если он наблюдает, что взрослые берут в руки книгу, журнал, газету и уделяют им достаточное внимание и время, ему становится любопытен этот процесс.

Рождается мотив обращения к книге. Когда наступает возраст, определяемый психологами «я сам», значение книги меняется: она может стать источником увлекательной детской деятельности

  • игровой
  • речевой
  • театральной
  • изобразительной
  • трудовой.

Мотивы появляются и становятся предметными. В три — пять лет ребенок замечает связь между своим самочувствием и книгой. Главный итог дошкольного общения с книгой — рождение интереса к детской литературе через яркие и умные книги. В наш век семейное чтение утрачивает свое значение, так считают многие ученые, проводившие исследование по данной теме. Многие родители не испытывают потребности в чтении литературы и как только ребенок начинает читать отстраняются от совместного чтения книг. Перечислим основные причины, по которым семейное чтение утрачивает свое значение:

  • книга отошла на второй план из-за широкого распространения телевидения, видеотехники, компьютеров, в связи с этим чтение матерью вслух детям, стало редким явлением в наши дни
  • современные родители ссылаются на занятость.

Роль семьи неоспорима в развитии ребенка-читателя. Заинтересованные родители главные помощники педагога, поэтому важно заострять внимание родителей на том, что без помощи семьи очень сложно воспитать увлеченного читателя. К формированию ребенка-читателя необходимо привлекать родителей с самых первых дней обучения детей в школе. Работу с родителями по развитию читательских интересов младших школьников надо начинать с первого класса.

Для привития у детей интереса к чтению:

  • зачитывают интересный эпизод из произведения
  • просят прочитать книгу младшим членам семьи
  • просят прочитать книгу бабушке или дедушке
  • читают по ролям вместе с ребенком
  • читают по абзацам вместе с ребенком
  • рассматривают иллюстрации и предполагают содержание произведения.

Авторитет родителей играет важную роль в воспитании юных читателей. Если дети видят, что их родители читают с удовольствием, то и ребенок постепенно будет втягиваться в процесс чтения, в кругу семьи зарождается любовь к книге.

В статье Лукзен Л. «Растим читателя» дается информация, о том, что, по мнению психологов, привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно. Поэтому задача родителей помочь детям по воспитанию интереса к чтению. Автор дает рекомендации как это сделать:

  • рассказывайте, пойте, играйте с ребенком
  • выделяйте время для чтения каждый день
  • выбирайте книги с осторожностью
  • окружите ребенка материалами для чтения
  • медленно и с удовольствием
  • читайте снова… и снова
  • читайте везде и всегда
  • не заставляйте ребенка читать
  • показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении. Надо заметить, что, следуя этим простым рекомендациям, можно увлечь ребенка чтением и впоследствии не придется усаживать ребенка за книгу, прикладывая к этому усилия. Главная задача педагога состоит в том, чтобы в беседах с родителями убедить их, что духовное развитие ребенка невозможно без постоянного общения с книгой, разнообразного книжного окружения и знания широкого круга книг и произведений, а это выполнимо лишь при условии совместных со взрослым читательских переживаний, обсуждений прочитанного в разновозрастном коллективе, т.е. в семье.

Чтение, по словам В.А. Сухомлинского, должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни. Именно такая ориентация, активизирующая духовную, эмоциональную жизнь школьника актуальна в настоящее время, особенно для работы с детьми младшего школьного возраста, поскольку в эти годы закладывается фундамент эмоциональной отзывчивости. Сущность вышеизложенного материала сводится к тому, что из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. В таких семьях детей приучают писать отзывы на книги, вести читательские дневники, которые помогают осмыслить произведение, понять свои впечатления, лишний раз подумать над авторским замыслом, рисование картинок к произведениям, соотнести прочитанное с реальной жизнью. В семьях, где есть традиции чтения, детям интересно читать, они стремятся это делать самостоятельно.

Ознакомление дошкольников с художественной литературой в рамках

познавательного развития является мощным импульсом к развитию не

только речи, но и интеллекта, позитивного отношения к миру, искусству,

науке, любви и интереса к чтению.

При восприятии художественного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на персонажей, несущих положительный пример и отрицательные герои – отрицательный пример. Хотят подражать положительным героям, сопереживают удачам и хотят помочь попавшим в беду, победить зло.

2022 год

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год