Прививаем любовь к чтению у дошкольников |
Учим Чтению | |||
Автор: Издательство «ТЦ Сфера» | |||
26.10.2022 20:36 | |||
Оксана Семеновна Ушакова любит читать с раннего детства, поэтому классика рядом с ней всегда. Сегодня она доктор педагогических наук и автор программы «Развитие речи дошкольников», которую с 1996 года выпускает издательство «Творческий Центр Сфера». По мнению Оксаны Семеновны, от взрослых зависит станет ли книга для ребенка источником знаний. О том, как привить любовь детей к чтению в нашем интервью. Оксана Семеновна вы любите читать с детства, окончили литературный факультет МОПИ им. Н.К. Крупской и создали книгу «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». Скажите, пожалуйста, что важно учитывать педагогам при знакомстве детей с литературой, чтобы они полюбили читать? Интерес и любовь к чтению литературных произведений закладывается у детей с раннего возраста. Самые первые строчки потешек, песенок, услышанные в первые годы жизни надолго (а, точнее, на всю жизнь) откладываются в сознании детей, и они с удовольствием повторяют их: «петушок-петушок, золотой гребешок», «кисонька-мурысонька», «зайчик-побегайчик». И прочитать наизусть эти небольшие произведения надо так, чтобы ребенку захотелось их услышать еще и еще и запомнить их, иногда воспринимая только художественную форму: образные слова, ритм и рифму короткого четверостишия про знакомого персонажа.
От взрослых (родителей, воспитателей, педагогов дошкольного образования) во многом зависит, станет ли книга для ребенка другом, собеседником, источником знаний и вдохновения. Она может стать в дальнейшей жизни побуждением к новым встречам с искусством: будь то новая книга, желание пойти в театр, консерваторию, чтобы просто послушать музыку и погрузиться в волшебный мир художественных образов. Вы доктор педагогических наук. Что необходимо учитывать педагогам, которые проводят занятия в старшей подготовительной группе, чтобы основательно подготовить ребенка к 1 классу? Задачи ознакомления с художественной литературой и воспитания интереса и любви к чтению решаются на протяжении всего дошкольного возраста, однако в старшем дошкольном возрасте рамки восприятия литературы раздвигаются, оно становится глубже и осознанней: у детей развивается поэтический слух (тонкое восприятие литературного произведения, понимание во взаимосвязи его содержания и художественных средств). Трудно переоценить роль литературы в ознакомлении ребенка с многообразием окружающего мира, с нравственным становлением личности, с эмоциональным воздействием художественных образов литературного произведения, а также в развитии образной речи. Именно в процессе восприятия литературного произведения дети слышат «художественное слово», которое оставляет неизгладимый след в душе ребенка, запоминается, а затем переносится в речь ребенка. Несомненно, это переносится в дальнейшую жизнь ребенка, его обучение в школе, что влияет не только на усвоение правил родного языка, но и на общее эстетическое развитие ученика, который дружит с библиотекой и книгами в школе и дома. Если педагоги ДОО будут искренне и трепетно относиться к каждому занятию, которое знакомит детей с новым произведением фольклора или художественной литературы, они разовьют интерес к чтению литературных произведений, а со временем и потребность постоянного общения с ними. Оксана Семеновна у вас есть серия рабочих тетрадей «Давай дружить», «Давай расскажем», «Скажем правильно», «Давай отгадаем». В чем уникальная особенность этой серии? Посоветуйте педагогам, как им правильно организовать деятельность, применяя эти пособия.
Серия рабочих тетрадей поможет взрослым (воспитателям и родителям) обратить внимание на образные характеристики речи и даст простор для развития творческих способностей детей в области речевого развития. Воспитатели могут использовать эти пособия для индивидуальной работы с детьми. А родителям советую внимательно прочитать рекомендации, которые даны в каждой книге. И тогда знакомство с этими тетрадями может превратиться в увлекательное путешествие в мир слов, такой заманчивый и разнообразный. Вы продолжаете заниматься развитием речи дошкольников. На ваш взгляд, какие есть современные тенденции и проблемы? В настоящее время в области речевой работы серьезное внимание уделяется речевому воспитанию, которое рассматривается как стержень, который объединяет все стороны развития личности и воспитания ребенка дошкольного возраста. Очень важно так преподнести ребенку работу с родным словом, чтобы донести до него понимание всех ценностных ориентиров. Это любовь к малой Родине, родному языку и природе, любовь к семье и уважение к старшим, дружба со сверстниками и культура поведения в общественных местах и дома и любовь к здоровому образу жизни.
|