Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой |
Учим Чтению | |||
Автор: Мякишева Наталья Владимировна Черновол Марина Викторовна | |||
25.09.2022 19:07 | |||
Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок». Альберт Эйнштейн В век информационных технологий нам, педагогам и родителям, все сложнее привлечь детское внимание к книгам. Современные дошкольники предпочитают мультфильмы и компьютерные игры, но мы не сдаемся, и стараемся повысить интерес детей к книге. Формирование читательской грамотности у дошкольников стало очень актуальным. Современные дети — это «наблюдатели и зрители», они с ранних лет привыкли воспринимать картинку на экране. Чтение уходит на задний план и становится не интересным. Постепенно из нашей жизни уходит такая важная традиция, как чтение, а в итоге — низкий уровень читательской грамотности.
Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать информацию в огромном потоке и найти ей применение в своей жизненной ситуации. Дошкольный возраст самый благоприятный для формирования у ребенка читательской грамотности, так как в эти годы он приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, оценивает их поступки, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и воспитывает в ребёнке добрые качества. Кто же должен ввести ребенка в мир книги? Конечно, первоначально этим должны заниматься родители. Затем к родителям присоединяемся мы, работники дошкольных учреждений. С этой целью, педагоги организовали различные мероприятия в рамках недели чтения «Книжкин марафон». Большинство детей, как оказалось, любят, когда им читают книги, рассказывают о запомнившихся персонажах. Дети с удовольствием рассказывают о них и рисуют по сюжету любимых книг. К сожалению, есть и такие, которые не проявляют интерес к чтению и сказка им понравилась, потому что она короткая. С помощью родителей и педагогов дети оформили в группе выставку «Любимые сказки». Теперь они рассматривают книги прошлых лет и современные издания, регулярно пополняют выставку личными книгами, предлагают их друзьям. Дети с удовольствием просмотрели видеоролик «Как рождается книга» и видеопрезентацию «Как появилась книга», где познакомились с историей появления первых книг, их эволюцией в разные времена. С интересом дети участвовали в викторине «Чудесное путешествие по волшебной стране книг». Дошкольникам были предложены конкурные задания: «Отгадай загадку», «Узнай героя по фразе», «Из какой сказки этот предмет», «Найди пару». Дети продемонстрировали отличные знания. Также организовали трудовой десант «Книжкина больничка», где с большим желанием приводили в порядок книги. Дети с удовольствием подклеивали страницы, переплеты и обложки, вспоминая правила бережного отношения к печатным изданиям. Запоминающимся событием недели чтения стала экскурсия в школьную библиотеку. Наши воспитанники познакомились с правилами поведения в библиотеке, узнали что такое библиотечный формуляр и для чего он нужен. Дети рассмотрели выставки «Сказочные герои», «Симбирский край родной», «Родная улица моя». Сколько же было радости, когда дети увидели свои фотографии в журнале «Симбик», в котором напечатана статья «Природа – наш общий дом!» с их фотографиями. Маленькие участники этих мероприятий всегда активны и любознательны, получают море положительных эмоций, хорошие впечатления и отличное настроение. Мы считаем, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память. Надо помнить, что именно детская книга – это первый мост к знаниям ребенка. Ничто не может заменить книгу: ни компьютер, ни телевизор, ни интернет, ни соцсети. Она помогает открывать двери в окружающий мир, чувствовать добро и осуждать зло, учит любить и уважать близких, формирует правила безопасности и прививает ценности, знакомит с традициями и обычаями своего народа.
|