Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой для старшего дошкольного возраста. Знакомство с рассказом Н.Носова «Живая шляпа» |
Учим Чтению | |||
Автор: Муштаева Любовь Евгеньевна | |||
29.08.2022 11:42 | |||
Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой для старшего дошкольного возраста. Знакомство с рассказом Н.Носова «Живая шляпа» Программное содержание:
Интеграция областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Планируемый результат: У детей сформировано эмоциональное отношение к художественному произведению; дети рассказывают о своём восприятии конкретного поступка литературного героя; развито логическое мышление; ребята умеют составлять описательные рассказы по определённому плану. Оборудование: бассейн с водой, бумажные лодочки по числу детей, выставка книг детских писателей, книга с рассказом Н.Носова
«Живая шляпа», иллюстрации к произведению, «волшебная» шляпа, фотографии любимых питомцев (котов), схема для составления рассказа, картинки с изображением эмоций. Предварительная работа: с детьми: рассматривание иллюстраций из книг Н.Носова. Ремонт книг, конструирование из бумаги лодочек. Индивидуальная и самостоятельная деятельность в книжном уголке. Слушание в аудио записи отрывков из произведений Н.Носова. с родителями: привлечение семей к созданию литературного мини-музея «Наш край». Фотосессия «Мой любимый домашний питомец». Семейные беседы с ребенком о домашнем животном «Кот- кошка». Помощь педагогу в творческом поиске и подготовке к ООД средствами ИКТ. Подготовительный этап. (эмоциональный настрой) Ход занятия. Воспитатель: У меня сегодня очень хорошее настроение, а какое настроение у вас? Дети: Весёлое, хорошее, замечательное, великолепное. Воспитатель: Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и подарим друг другу улыбку. И тогда мир вокруг нас станет светлее и радостнее. Психо- эмоциональное упражнение «Улыбка» Под музыку «Улыбка» дети берутся за руки, улыбаются друг другу Воспитатель: Ребята! Я думаю, что у каждого из вас много друзей. А ещё замечательным другом и для взрослого и для ребёнка является книга! И сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие в волшебный мир книг. Как вы думаете, на чём мы можем путешествовать? Дети: На самолёте, поезде, пешком, на велосипеде… Упражнение на дыхание «Лодочки – в плавание» Воспитатель: Я вам сегодня предлагаю отправиться в путешествие на волшебных лодочках. Подойдите к столу и выберите себе по лодочке. Вот на них мы и будем путешествовать. Опустите их на воду. Что нужно сделать для того, чтобы наши лодочки отправились в плавание? (ответы детей). Воспитатель: Сейчас мы будем вдыхать воздух через нос, а выдыхать его ртом, при этом вытягивая губы. Беседа по теме Воспитатель: Ребята, нравится вам наше путешествие? (ответы детей) Не страшно? (ответ детей) А что такое страх? (ответы детей) Что вы чувствуете, когда вам страшно? (ответы детей) Есть ли польза от страха? (ответы детей) Воспитатель: «Страх бывает полезный. Полезный страх указывает, что рядом опасность и нужно быть очень внимательным, осторожным. Полезный страх защищает жизнь. Он помогает соблюдать правила дорожного движения, осторожно обращаться с пожароопасными предметами (электробытовые приборы, спички, горючие жидкости), помогает правильно вести себя на водоемах, в лесу, не употреблять в пищу незнакомые ягоды и грибы. И есть страх вредный, фантастический. Он создается воображением человека. Это то, чего в действительности нет. Беседа об авторе Воспитатель: Вот и приплыли мы с вами в волшебную, удивительную страну книг (подходим к выставке книг). Воспитатель: Сегодня я хочу познакомить вас с творчеством детского писателя Н. Носова (показ портрета). Произведение называется «Живая шляпа». Установка на прослушивание. Воспитатель: Предлагаю вам сесть поудобнее и послушать рассказ. Первичное восприятие. Выразительное чтение рассказа с демонстрацией авторских иллюстраций. Пауза Дать детям время на то, чтобы пережить впечатления от прослушанного рассказа. Проверка первичного восприятия. - Понравился ли вам рассказ? -Какое чувство вы испытали, когда шляпа зашевелилась? -Почему вы испугались? - А кого Вам было жалко? -Почему? Анализ. - Почему мальчики испугались? - Какие по характеру оба героя? - Оцените их поведение. - Попадали вы в такую ситуацию, которая описана в рассказе? - Как бы вы себя повели, окажись на месте мальчиков? - Какие Вы? (храбрые или трусливые?) - Как бы вы назвали этот рассказ по — другому? Воспитатель: Давайте посмотрим иллюстрации и вспомним его. Какой отрывок из рассказа вам понравился больше всего? Кто хочет показать и рассказать о нем? Физ. минутка: (выполняются действия по тексту). Вот проснулся глазик, а за ним другой. Будем разминаться вместе мы с тобой! Солнце стало за окошком, протяни к нему ладошки. Выше руки поднимаем, а потом их опускаем. Чтоб была красивой спинка, нужно сделать нам разминку. Руки в стороны, по швам и согнуться по полам. Тик — так, тик – так – ходят часики вот так. А теперь давайте вместе мы устроим бег на месте. Вдох и выдох, наклонились. Всем спасибо, потрудились! Сюрпризный момент. Раздаётся стук в дверь. Входит почтальон Печкин. Печкин: Здравствуйте, ребята! Вы группа №8 «Пчелки» (да) Для вас, посылка! (отдаёт посылку и уходит) Творческая работа «Составление рассказов о кошке по пиктограмме» Воспитатель: Давайте посмотрим, что здесь… (достаю блестящую шляпу). Да это шляпа, но не простая, а волшебная. Примерю я её и узнаю, что она хочет у нас узнать (одеваю). Ребята! У кого из вас дома есть коты или кошки (ответы детей). Шляпа хочет услышать ваши рассказы о них. А составлять рассказы мы будем по следующей схеме (обратить внимание детей на нарисованную на доску схему):
Давайте подойдём к столу, на котором разложены фотографии ваших питомцев, встанем вокруг него. Сейчас вы под музыку будите передавать волшебную шляпу по кругу, а когда музыка остановится, тот, у кого в руках окажется шляпа, тот и расскажет нам о своём любимце. Игра со шляпой повторяется 4-5 раз. Дети составляют рассказы. Заключительная часть. Дети! Давайте вспомним, чем мы сегодня с вами занимались? Ответы детей. А сейчас подойдите к столу и выберите ту картинку с эмоцией, которая соответствует вашему сегодняшнему настроению. (выбирают картинки с эмоцией) Я очень рада, что у вас хорошее настроение!
|