Разновозрастная литературная гостиная |
Учим Чтению | |||
Автор: Ю.И. Иноземцева И.А. Малько | |||
13.08.2022 18:21 | |||
Разновозрастная литературная гостиная
АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 186 «Вазовец», г.о. Тольятти ФГОС дошкольного образования включает образовательные ориентиры и требования, которые направлены на обеспечение полноценной жизни дошкольников и которым удовлетворяет именно организация игровой деятельности как культурной практики. В тексте ФГОС дошкольного образования идет речь об игровой деятельности, при этом указывается, что педагог должен обеспечить «широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое пространство», «Вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий». Игровая деятельность дошкольников как культурная практика, представляя собой интегративное явление, обеспечивает удовлетворение актуальных запросов ребенка и общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей. Эта деятельность как образовательное средство «шагает» в ногу со временем и ориентирована на реализацию культурологического подхода в дошкольном образовании.
Культурные практики — обычные (привычные) для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности, тесно связанные с особенностями его совместного бытия с другими людьми. Содержание ОПП заключается в описании новых средств, методов, технологий с помощью которых взрослый может обеспечить нравственное и коммуникативное развитие ребенка в различных культурных практиках: игре, художественно-эстетической деятельности, исследовании, коммуникации, чтении, изучении основ математики, грамоты и др. Посредством данных культурных практик дошкольники стихийно осваивают и приобретают собственный опыт общения и группового взаимодействия со взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Культурные практики — это также стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это — приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т.п. Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо параллельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение. В нашем детском саду организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей. Мы хотим остановиться на разновозрастной литературной гостиной — форме организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающей организацию восприятия литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном материале. Все многообразные дошкольные образовательные технологии ориентированы на конкретный возраст и логику возрастного развития, и слишком мало попыток применения их в разновозрастных группах. При разновозрастном взаимодействии дети усваивают новые социальные нормы, новый опыт поведения, обусловленный необходимостью взаимопомощи, опеке и специфической коммуникации. Современное дошкольное образование несет в себе важнейшие культурно — сберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное развитие личности. Однако на фоне современных компьютерных технологий и интернета книги перестают быть потребностью современного ребенка, а ведь во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Особенность литературной гостиной заключается в том, что она может объединить детей разных возрастных групп (средней, старшей и подготовительной) и разного уровня подготовки, сориентировать на интересы и потребности детей в социализации, самовыражении и самосовершенствовании. В ней могут участвовать педагоги и родители, выпускники ДОУ – все могут найти себе роль, возможности для творческого самовыражения. Поэтому в нашем педагогическом коллективе и возникла идея и необходимость создания разновозрастной литературной гостиной, работа которой направлена на приобщение детей к чтению и воспроизведению художественной литературы. Разновозрастная литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности, ориентирована на стимулирование творческой активности воспитанников, их развитие в различных видах литературной деятельности, раскрытие индивидуальных творческих способностей, склонностей и интересов каждого ребёнка. Она даёт детям возможность отразить полученные знания в эмоциональной форме. Даже застенчивые, неуверенные в себе дети, став участниками гостиной, становятся более активными, общительными и дружелюбными; укрепляются связи с родителями, учреждениями и организациями культуры в решении задач воспитания, образования и творческого развития современного дошкольника. В нашем детском саду в разновозрастной литературной гостиной проводятся мероприятия различных форм, тематического и общего характера (творческие конкурсы, литературно-музыкальные вечера, творческие встречи, встреча с интересным человеком — библиотекарем, презентация групповой библиотеки, авторские поэтические вечера, книжные выставки, просмотры, час культуры, конкурсы чтецов, вечер вопросов и ответов и др.) по плану. Например:
Цель работы разновозрастной литературной гостиной: способствовать у детей, родителей и педагогов положительное отношение к художественному слову. Задачи:
Родители наших воспитанников принимают активное участие, как в процессе организации разновозрастной литературной гостиной, так и в ходе ее проведения. Они являются непосредственными участниками и равноправными соавторами своих детей. Так совместно с родителями дети могут осуществить творческое рассказывание – пересказ, предполагающий передачу содержания услышанного, увиденного или прочитанного с какими-либо изменениями, совместное чтение стихотворения того или иного автора, составление рассказа из нескольких текстов, посвящённой одной нравственной теме и др. При активном участии родителей в ходе подготовки к разновозрастным литературным гостиным мы используем видеоролики, мультимедийные презентации, театрализованные игры, творческие этюды и другие приёмы. Всё это позволяет повысить эмоциональную значимость и практическую ценность этой деятельности для ребёнка. По результатам сравнительного анализа в ходе проведения разновозрастных литературных гостиных можно сделать вывод о том, что у детей дошкольного возраста отмечается яркое эмоциональное оценочное отношение к литературным образам, выраженным в художественном произведении, умение самостоятельно охарактеризовать героя, применяя художественно образное описание, повышается интерес к разным жанрам художественной литературы. Так же отмечается возросший интерес родителей воспитанников к художественной литературе. Совместная творческая деятельность помогает с помощью разновозрастной литературной гостиной объединить детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста и взрослых, создать обстановку общей радости, хорошего настроения, а состояние счастья и полноты жизни – существенный признак единения взрослых и детей. Духовное сближение детей и родителей на основе любви к литературе. Мы считаем, что двигаемся в нужном направлении, если дети и родители получают положительные эмоции от наших встреч. Список литературы:
|