Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Разновозрастная литературная гостиная
Учим Чтению
Автор: Ю.И. Иноземцева И.А. Малько   
13.08.2022 18:21

Разновозрастная литературная гостинаяРазновозрастная литературная гостиная

  • Ю.И. Иноземцева
  • И.А. Малько

АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 186 «Вазовец», г.о. Тольятти

ФГОС дошкольного образования включает образовательные ориентиры и требования, которые направлены на обеспечение полноценной жизни дошкольников и которым удовлетворяет именно организация игровой деятельности как культурной практики. В тексте ФГОС дошкольного образования идет речь об игровой деятельности, при этом указывается, что педагог должен обеспечить «широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое пространство», «Вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий». Игровая деятельность дошкольников как культурная практика, представляя собой интегративное явление, обеспечивает удовлетворение актуальных запросов ребенка и общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей. Эта деятельность как образовательное средство «шагает» в ногу со временем и ориентирована на реализацию культурологического подхода в дошкольном образовании.

 

Культурные практики — обычные (привычные) для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности, тесно связанные с особенностями его совместного бытия с другими людьми.

Содержание ОПП заключается в описании новых средств, методов, технологий с помощью которых взрослый может обеспечить нравственное и коммуникативное развитие ребенка в различных культурных практиках: игре, художественно-эстетической деятельности, исследовании, коммуникации, чтении, изучении основ математики, грамоты и др. Посредством данных культурных практик дошкольники стихийно осваивают и приобретают собственный опыт общения и группового взаимодействия со взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Культурные практики — это также стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это — приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т.п. Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо параллельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение.

В нашем детском саду организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей.

Мы хотим остановиться на разновозрастной литературной гостиной — форме организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающей организацию восприятия литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном материале. Все многообразные дошкольные образовательные технологии ориентированы на конкретный возраст и логику возрастного развития, и слишком мало попыток применения их в разновозрастных группах. При разновозрастном взаимодействии дети усваивают новые социальные нормы, новый опыт поведения, обусловленный необходимостью взаимопомощи, опеке и специфической коммуникации. Современное дошкольное образование несет в себе важнейшие культурно — сберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное развитие личности.

Однако на фоне современных компьютерных технологий и интернета книги перестают быть потребностью современного ребенка, а ведь во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Особенность литературной гостиной заключается в том, что она может объединить детей разных возрастных групп (средней, старшей и подготовительной) и разного уровня подготовки, сориентировать на интересы и потребности детей в социализации, самовыражении и самосовершенствовании. В ней могут участвовать педагоги и родители, выпускники ДОУ – все могут найти себе роль, возможности для творческого самовыражения.

Поэтому в нашем педагогическом коллективе и возникла идея и необходимость создания разновозрастной литературной гостиной, работа которой направлена на приобщение детей к чтению и воспроизведению художественной литературы. Разновозрастная литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности, ориентирована на стимулирование творческой активности воспитанников, их развитие в различных видах литературной деятельности, раскрытие индивидуальных творческих способностей, склонностей и интересов каждого ребёнка. Она даёт детям возможность отразить полученные знания в эмоциональной форме. Даже застенчивые, неуверенные в себе дети, став участниками гостиной, становятся более активными, общительными и дружелюбными; укрепляются связи с родителями, учреждениями и организациями культуры в решении задач воспитания, образования и творческого развития современного дошкольника.

В нашем детском саду в разновозрастной литературной гостиной проводятся мероприятия различных форм, тематического и общего характера (творческие конкурсы, литературно-музыкальные вечера, творческие встречи, встреча с интересным человеком — библиотекарем, презентация групповой библиотеки, авторские поэтические вечера, книжные выставки, просмотры, час культуры, конкурсы чтецов, вечер вопросов и ответов и др.) по плану. Например:

  • конкурсы чтецов – 1 раз в год
  • литературно-музыкальные вечера – 2 раза в год (осень, весна)
  • презентация «Открытие групповой библиотеки» – проводится в апреле в неделю «Всемирный День книги»
  • час культуры – 1 раз в год
  • познавательная встреча с интересным человеком «В гости в книжную страну» (социальный партнёр — детская библиотека №11)» – ежеквартально
  • игры — путешествия (во времени, в пространстве, по сказкам и т.д.) по плану
  • тематическая книжная выставка «Чудо, имя которому — книга» – ежеквартально и пр.

Цель работы разновозрастной литературной гостиной: способствовать у детей, родителей и педагогов положительное отношение к художественному слову.

Задачи:

  • формировать умение к пониманию поэтического, образного, яркого литературного языка;
  • формировать умение выразительно читать и рассказывать лирические и прозаические произведения, совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки;
  • развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к художественному слову;
  • создавать условия для самовыражения, самореализации каждого члена коллектива;
  • способствовать формированию положительно — эмоционального отношению к литературным произведениям с помощью различных приемов и методов;
  • сплочение коллектива для совместной творческой деятельности;
  • способствовать активизации родителей при организации работы разновозрастной литературной гостиной.

Родители наших воспитанников принимают активное участие, как в процессе организации разновозрастной литературной гостиной, так и в ходе ее проведения. Они являются непосредственными участниками и равноправными соавторами своих детей. Так совместно с родителями дети могут осуществить творческое рассказывание – пересказ, предполагающий передачу содержания услышанного, увиденного или прочитанного с какими-либо изменениями, совместное чтение стихотворения того или иного автора, составление рассказа из нескольких текстов, посвящённой одной нравственной теме и др. При активном участии родителей в ходе подготовки к разновозрастным литературным гостиным мы используем видеоролики, мультимедийные презентации, театрализованные игры, творческие этюды и другие приёмы. Всё это позволяет повысить эмоциональную значимость и практическую ценность этой деятельности для ребёнка.

По результатам сравнительного анализа в ходе проведения разновозрастных литературных гостиных можно сделать вывод о том, что у детей дошкольного возраста отмечается яркое эмоциональное оценочное отношение к литературным образам, выраженным в художественном произведении, умение самостоятельно охарактеризовать героя, применяя художественно образное описание, повышается интерес к разным жанрам художественной литературы.

Так же отмечается возросший интерес родителей воспитанников к художественной литературе. Совместная творческая деятельность помогает с помощью разновозрастной литературной гостиной объединить детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста и взрослых, создать обстановку общей радости, хорошего настроения, а состояние счастья и полноты жизни – существенный признак единения взрослых и детей. Духовное сближение детей и родителей на основе любви к литературе.

Мы считаем, что двигаемся в нужном направлении, если дети и родители получают положительные эмоции от наших встреч.

Список литературы:

  1. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М., 1982.
  2. В.В. Зябкина, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова — Литературные гостиные и салоны в детском саду и начальной школе // Методическое пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2010.
  3. В.В. Зябкина — Нравственно – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе литературно – театрализованной деятельности // Под общей редакцией И.С. Сергеевой. – М.: АПКиППРО, 2011.
  4. В.В. Зябкина — Роль художественной литературы в формировании нравственно – эстетических качеств личности // Среднее профессиональное образование. — М.: АРКТИ, 2011.
  5. В.В. Зябкина — Роль семейного воспитания в формировании у детей нравственного начала // Под общей редакцией В.И. Лутовинова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
  6. Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. — СПб., 2000.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год