Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной группе «По сказкам А. С. Пушкина» |
Учим Чтению | |||
Автор: Сидорова Наталья Владимировна | |||
28.08.2022 21:15 | |||
Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной группе «По сказкам А. С. Пушкина» Задачи: Образовательные:
Развивающие: 1. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитательные:
Предварительная работа:
Чтение произведений А.С. Пушкина и разучивание отрывков, прослушивание аудиозаписей его сказок, просмотр мультфильмов, беседы о творчестве великого поэта. Оборудование: Портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина, работы детей по сказкам А.С. Пушкина, волшебный сундучок с атрибутами, кроссворд, конверты с заданиями, панно дуб. Ход занятия: Воспитатель: Дети получают приглашение Недаром дети любят сказку Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны храбрые сердца В нетерпеливом ожидании, Благополучного конца. (В. Берестов) Как вы думаете, куда нас пригласили отправиться? Дети: — В сказку - Но что это? Я, кажется, слышу чей-то голос. Появляется Бабушка – Рассказушка: Здравствуйте, люди добрые! Дети здороваются с Бабушкой – Рассказушкой, предлагают ей стул. Воспитатель: — Бабушка- Рассказушка. Ну что ж дети, а вы сказки любите? И как начинаются сказки, подскажите? Ответы детей: Жили — были; в некотором царстве; за лесами, за долами и т.д. Бабушка – Рассказушка: А вот автора сказок, в каких вы сегодня побываете, вы узнаете, если разгадаете эти загадки: 1. Вы ж голубушки-сестрицы Выбирайтесь из светлицы. Поезжайте вслед за мной, Вслед за мной и за сестрой. Будь одна из вас ткачиха, А другая (ПОВАРИХА) 2. Ты волна моя, волна Ты бурлива и вольна… Пожалей ты нашу душу, Выплесни ты нас на сушу! - Как же, называется остров, на берег которого море вынесло бочку с царицей и царевичем? (БУЯН) 3. Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого (ПЕТУШКА) 4. Правду молвит молодица, Уж и впрямь была царица Высока, стройна, бела И умом и всем взяла. Ей в приданное дано Было (ЗЕРКАЛЬЦЕ) одно 5. Вот открыл царевич очи, Отрясая грёзы ночи И дивясь, перед собой Видит город он большой. И среди своей столицы С разрешения царицы, В тот же день стал править он И назвался – князь (ГВИДОН) 6. Негде, в тридевятом царстве В тридесятом государстве Жил был славный царь (ДАДОН) Из предложенных портретов выбрать автора сказок. Бабушка – Рассказушка: А почему сказки Пушкина называются сказками, а не рассказами? (В сказках много чудес, волшебства, колдовства, а рассказы похожи на правду.) Воспитатель: Какие чудеса вам встречаются в сказках Пушкина? (Волшебная белка. Тридцать три богатыря, волшебный петушок, волшебное зеркальце, царевна-лебедь, золотая рыбка и т. д.) Игра «Подбери слова-родственники к слову СКАЗКА». Бабушка – Рассказушка У меня есть волшебная вещица, которая поможет вам попасть в сказку, а какая, вы узнаете, отгадав загадку: 1. Маленький, кругленький, А за хвост не поймаешь. (КЛУБОК) Бабушка – Рассказушка: Чтобы клубок привёл вас в сказочную страну нужно сказать волшебные слова: «Катись клубок впереди и детей в сказку приведи». А я ребятушки с вами прощаюсь. До новых встреч. Клубок катится, дети вслед за ним подходят к дубу. Воспитатель: Мы очутились в стране Лукоморье. Вот знаменитый дуб, здесь и золотая цепь и кот учёный. Из какого произведения Пушкина эта страна? Ответы детей: Из поэмы «Руслан и Людмила». Воспитатель: Ребята, давайте сделаем разминку под стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный…» Физминутка: У Лукоморья дуб зелёный; Дети поднимают руки вверх Златая цепь на дубе том: Делают движения руками крест на крест И днём и ночью кот учёный Идут друг за другом по кругу Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо — песнь заводит, Движения руками вправо, влево Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Закрывают глаза руками Шевеля пальцами, поднимают руки вверх Русалка на ветвях сидит; Движение «волна» сверху вниз Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Идут по кругу на внешней стороне стопы Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена. На дубе- разноцветные вопросы. Что же это значит? Кот (мурлычит): «Пока не ответите- дальше не сможете продолжать путь, я забрал ваш клубок» Придется отвечать. «Лучший знаток сказок». 1. Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу? «Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» 2. Что кричал петушок, сидя на спице? «Ки-ри-ку-ку. Царствуй лежа на боку!» 3. Что молвила третья сестрица? «Я б для батюшки царя родила богатыря». 4. Что говорила Золотая рыбка, когда старик ее поймал? «Отпусти ты, старче, меня в море, Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь, чем только пожелаешь» 5. Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»? «Три девицы под окном Пряли поздно вечерком» 6. Какими словами обращается старик к Золотой рыбке? «Смилуйся, государыня, рыбка!» 7. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? «Жил старик со своею старухой У самого синего моря» 8. Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»? «Я там был, мед, пиво пил – И усы лишь обмочил» 9. Какой фрукт дала злая царица молодой царевне? «Яблоко» Дети получают клубок и продолжают путь. Клубок приводит к морю. Видят золотую рыбку. Воспитатель: В какой мы с вами сказке? Рыбка предлагает нам поиграть. Игра «Подбор признаков к предметам». (С мячом) Рыбка какая? – золотая, добрая, справедливая, умная, красивая, волшебная. Старуха какая? – злая, грубая, сварливая, жадная, алчная. Землянка какая – ветхая, старая, дряхлая, дырявая. Рыбка предлагает поиграть в игру «Потому что… Игра «Потому что…» Лебедь исполняла желания Гвидона, потому что … (он спас лебедь от погибели). Гвидон превратился в комара, потому что… (ему захотелось попасть в дом отца Салтана). Все удивлялись чудесной белке, потому что (она пела песенки, грызла золотые орешки, а внутри орехов были изумруды). Князь Гвидон превратился в муху, потому что (ему снова захотелось побывать в доме отца и услышать, о чем там говорят). Князь Гвидон попросил лебедь исполнить еще одно чудо, потому что… (хотел, чтобы царь Салтан узнал о чуде и приехал в гости к сыну Гвидону). Лебедь превратила Гвидона в шмеля, потому что (хотела исполнить желание Гвидона навестить отца Салтана). Клубок приводит к сундуку Воспитатель: Посмотрите, в волшебном сундучке лежит яблоко. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях) Как описывает Пушкин яблоко? (Молодое, наливное, золотое, соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно-золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь.) В волшебном сундучке находится пес. Как выражает пёс свое предчувствие беды? (На доске иллюстрации) (Жалко смотрит, грозно воет, Словно песье сердце ноет, словно хочет ей сказать: Брось! Лает, к старухе не пускает, он лесного зверя злей.) В волшебном сундучке находится зеркало. Как выражает царица свое хорошее настроение, после того, как зеркальце ответило, что царица всех милее, всех румяней и белее? (На доске иллюстрации) (А царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь.) Картинки: богатыри «Сказка о мёртвой царевне». Рыбка, старик, дворец «Сказка о рыбаке и рыбке». Лебедь, комар, белка «Сказка о царе Салтане». Игра «Собери сказки» В волшебном сундучке лежат предметы и картинки из разных сказок Пушкина, дети должны их объединить по сказкам. Клубок приводит к петушку. Петушок: Я знаю, что вы много знаете сказок наизусть. Давайте поиграем в игру «Из какой сказки отрывок?» Воспитатель: Дети выучили небольшие отрывки из разных сказок А.С. Пушкина. Один ребенок будет рассказывать отрывок- другие отгадывать. Пора возвращаться назад Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова; «Катись клубок впереди, детей из сказки выводи». Воспитатель катит клубок, дети проходят за столы. Воспитатель: Сегодня мы с вами побывали в сказках Пушкина, великого русского поэта. Какая любимая сказка у Захара? Чем запомнилось путешествие? Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки! И будет жизнь тогда полна Тепла и ласки! Читайте Пушкина всегда – Вот вам подсказка, И пронесете сквозь года Вы радость сказки. Воспитатель: Наше занятие окончено, всем спасибо!
|