ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ |
Учим Чтению | |||
Автор: Гридина Елена Николаевна | |||
30.05.2021 13:47 | |||
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Гридина Елена Николаевна Студент, кафедра начального, дошкольного образования и социального управления «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого» Аннотация: В данной статье рассматривается актуальность темы формирования читательского интереса, основные определения, описываются особенности формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста, рассматриваются организационно-педагогические условия формирования читательского интереса. Ключевые слова: Читательский интерес; дошкольный возраст; организационно-педагогические условия.
В современном мире книги уступают место телевизорам и компьютерам. Не только взрослые, но и дети в свободное время отдают предпочтение просмотру мультфильмов и играм в телефон и все реже читают книги. Необходимость формирования читательских интересов обозначена в нормативных документах. Так, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предполагается знакомство с книжной культурой, детской литературой, формирование элементарных представлений о художественной литературе в рамках таких образовательных областей, как речевое и художественно-эстетическое развитие. В профессиональном стандарте педагога отмечается, что педагог дошкольного образования должен уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Одной из задач современной России является развитие культуры и грамотности нации, в которую входит развитие интереса к чтению. 7 сентября 2001 года в Москве участники Всероссийского Конгресса в поддержку Чтения обратились с такой фразой: «Страна с не читающим населением – это страна отверточных технологий, страна – поставщик сырьевых ресурсов и дешевой рабочей силы». В нашей стране была принята Национальная программа поддержки и развития чтения в ноябре 2006 года. В данной программе определяется в качестве главной задачи современного общества — формирование у подрастающего поколения потребности в чтении, а 2015 год в России был объявлен годом Литературы. Еще одним из распоряжений Правительства Российской Федерации стало утверждение концепции программы поддержки детского и юношеского чтения от 03 июня 2017 года №1155-р, в которой утверждается как необходимое условие — формирование нового поколения российских граждан, которым предстоит в дальнейшем развивать нашу страну в различных ситуациях и сферах деятельности. Гурович и др. Современные дети, если обратиться к теории поколений, являются поколением эпохи Z. Это дети мультимедийных технологий и цифровой среды. Практически всю информацию они получают из сети и умеют с ней работать. Реальному общению предпочитают виртуальное. А так же эти дети разбираются в технике лучше, чем в человеческих эмоциях и поведении. Американский детский психолог Шерри Постник-Гудвин утверждает, что дети Поколения Z книгам предпочитают компьютеры и во всем стремятся к немедленным результатам. И мы можем объяснить это тем, что чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ, воссоздает картину мира. Книга дает возможность домыслить, “пофантазировать”, учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Между тем просмотр мультфильма сразу дает готовый образ персонажей, его облик, движения, что куда проще. М. М. Гурович, А. Л. Венгер, Е. Л. Синицына обращают внимание на то, что современные дети старшего дошкольного возраста воспринимают и понимают художественный текст на много хуже, чем их ровесники несколько лет назад. Причиной данного факта является то, что дошкольникам мало читают, а художественную литературу они воспринимают с экрана телевизора и нередко в искаженном, переработанном виде в духе поп культуры. И прямыми конкурентами художественной литературы стали игры на смартфонах или компьютерах, «ужастики», мультфильмы, рекламы и многое другое. На протяжении длительного времени развитие читательских интересов ребенка привлекало внимание многих ученых. В работах Л. С. Выготского, Л. М. Гурович, Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца, М. М. Кониной, Е. И. Тихеевой, рассматриваются особенности ребенка дошкольного возраста как читателя, исследуются его интерес и особенности восприятия художественного произведения, изучаются условия организации работы по приобщению дошкольников к художественной литературе. Н.С. Карпинская отмечает, что большое влияние на формирование ребенка как личности оказывает детская литература. При этом на каждом возрастном этапе она имеет свое особое значение. Проанализировав понятие «читательский интерес» в трактовке таких авторов, как Н.Н Светловская, Л.Н Петрова, С.Я. Маршак, Л.П. Братухина, М.И. Оморокова Н.Н Светловская, Л.Н Петрова, С.Я. Маршак, Л.П. Братухина, М.И. Оморокова мы можем, определить читательский интерес как направленную познавательную активность к процессу чтения и осознанное слушание литературного произведения, проявляемое в положительном эмоциональном отклике, в результате которого, происходит освоение жизненного опыта ребенка как читателя. Б.П. Умнов в структуре читательского интереса выделяет следующие структурные элементы: -заинтересованность, характеризуемая концентрацией внимания на положительном фоне чтения художественного произведения, определяемом уровень восприятия, внимания, мышления, воображения. -устойчивость, определяемая значимостью вызванного интереса тем или иным стимулом, который быстро затухает и меняется в зависимости от ситуации, при этом возникший интерес вследствие духовной или познавательной потребности ребенка старшего дошкольного возраста называется личностным, данный вид интереса значительно глубже, чем стимульный. - глубина читательского интереса, которую Б.П. Умнов рассматривает как устойчивость и активность интереса к чтению, а избирательность – как дифференциацией читателем предпочитаемой литературы по научно-познавательной и художественной направленности [5]. Интерес детей к литературе формируется с дошкольного возраста. У детей подготовительной группы происходит активное развитие и совершенствование различных способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге. Можно отметить, что этот период дает возможность ребенку успешно сформироваться как читателю. К особенностям детей подготовительной группы, связанной с формированием читательского интереса, относятся:
Для полноценного развития читательских интересов необходимо грамотное руководство данным процессом со стороны взрослого. Мы рассматриваем, какие именно организационно-педагогические условия формирования читательских интересов необходимо организовать в детском саду. Прежде всего, уточним понятие организационно-педагогические условия. Е.И Козырева определяет понятие «организационно-педагогические условия как: «совокупность каких-либо возможностей, обеспечивающая успешное решение образовательных задач» [2]. Следовательно, организационно-педагогическими условиями формирования читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста будет являться комплекс форм, методов и определённым образом подобранное и структурированное содержание работы с детьми по приобщению их к чтению художественно литературы. Изучением организационно-педагогических условий, способствующих формированию интереса у дошкольников к книге и приобщению их к миру художественной литературы, занимались З.А. Гриценко, Н.Н. Колотилина, Н.С. Карпинская и другие[1; 3; 4]. Мы определяем три направления организационно педагогических условий включающих в себя:
Только при соблюдении всех вышеперечисленных условий, можно говорить об эффективности формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста. Список литературы.
|