Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Тема статьи «Роль художественной литературы в развитии детей раннего возраста»
Учим Чтению
Автор: Рахмангулова Айгуль Рамилевна   
18.05.2021 11:14

Тема статьи «Роль художественной литературы в развитии детей раннего возраста»Тема статьи «Роль художественной литературы в развитии детей раннего возраста»

Выполнила: Рахмангулова Айгуль Рамилевна МБДОУ № 36

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. И как результат, школьники не любят, и не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна.

 

Книга же, напротив, дает возможность домыслить, "дофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора — педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Выбирая книги, предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображения животных, людей, предметного мира максимально реалистично. Желательно при выборе литературы выбирать те книги, где есть портрет автора. Рассматривание портрета поможет детям настроиться на восприятие произведения. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать c малышами и помогать при анализе произведения. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге!

На третьем году многие дети уже говорят предложениями, с удовольствием слушают сказки и запоминают короткие рассказы. Младший дошкольный возраст, это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться.

Поскольку одна из педагогических задач — прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие иллюстрации, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т.д. Задача педагога — предоставить детям возможность услышать и увидеть лучшие фольклорные сборники, произведения мастеров разных времен и различных направлений.

Читать детям произведения художественной литературы, как новые, так и уже знакомые следует ежедневно!

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослые т.е. педагог и родители, поэтому владение навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед нами педагогами дошкольников стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Потому одна из задач — научить детей слушать. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Поэтому, читая по книге, взрослый должен смотреть не только в текст, но и время от времени — на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение.

Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка «социальном институте» — в детском саду. В процессе общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа личности. Младший возраст — удивительное время, когда большинство детей переходит от первых слов к настоящей разговорной речи. Чтение книг отлично помогает расширить их слов.

При отборе литературы для детей дошкольного возраста необходимо исходить из следующих принципов: психологические, педагогические, литературоведческие, историко-литературные.

Психологические принципы:

  • Учет возрастных особенностей и психологических особенностей детей дошкольного возраста
  • Доступность литературного произведения
  • Учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт.

Произведения, отбираемые для детского чтения должны способствовать расширению круга познаний ребенка о мире, природе и человеке; иллюстрации должны развивать психологические особенности восприятия, воображения.

Педагогические принципы:

  • Доступность — это когда ребенок понимает текст и содержание произведения. И в то же время книга должна быть интересна детям. При выборе литературы воспитатель должен учитывать соответствие выбранной литературы психологическому и интеллектуальному развитию ребенка
  • Наглядность — это ясность, простота, выразительность, отсутствие деталей, затрудняющих восприятие. Ярко иллюстрированные книги очень нравятся детям. Красочные иллюстрации дают возможность понять, о чем говорится в книге. Некоторые дети, разглядывая картинки начинают придумывать продолжение сказки или рассказывать свои истории.
  • Занимательность и динамичность сюжета- динамичное развитие событий в отобранных произведениях и увлекательность сюжета является существенным.
  • Воспитательная ценность произведения — это позитивное воздействие текста на ребенка и формирование у него нравственных качеств. Частое чтение литературных текстов, умелое сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира. Учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Литературоведческие принципы:

  • Наличие в книгах для детского чтения всех видов литературы: проза, поэзия, драма
  • Наличие малых жанров фольклора: детские песенки, потешки, художественная литература
  • Разнообразие жанров, как фольклорных (народные сказки, частушки, небылицы перевертыши) так и литературных (авторские сказки, стихотворения и стихотворные циклы, рассказы).

Особый интерес у подрастающих читателей с их богатым воображением вызывает все необычное, поэтому любимым жанром детей становятся стихотворные сказки: дети легко переносятся в вымышленный мир и вживаются в предлагаемую игровую ситуацию.

Историко-литературные принципы:

Читательский кругозор ребенка необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой. Также можно использовать современную детскую литературу прошедшую читательский отбор.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год