Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Теоретические основы ознакомления детей с поэзией в детском саду
Учим Чтению
Автор: Уварова Ирина Павловна   
05.03.2021 11:54

Теоретические основы ознакомления детей с поэзией в детском садуТеоретические основы ознакомления детей с поэзией в детском саду

Уварова Ирина Павловна Воспитатель, МБДОУ Детский сад «Солнышко» рп. Коноша Архангельской обл.

На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

 

Особенности восприятия содержания и формы поэтических произведений детьми дошкольного возраста

Поэтическое слово занимает видное место в работе дошкольного учреждения, ведь поэзия пробуждает эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у детей. Существует много видов поэзии — она может быть повествовательной, лирической или драматической. В повествовательном стихотворении рассказывается какая-то история. Лирическое стихотворение передает мысли и чувства поэта. В драматической поэме есть действующие лица, и она похожа на театральную пьесу. В детском саду поэтические произведения: читают детям для восприятия на слух и работы по их содержанию над выразительностью речи лирические занятия, учат стихи наизусть, драматизируют, инсценируют, разыгрывают их содержание (игры по сюжетам литературных произведений). В каждом из этих видов первостепенное место занимает восприятие поэтического произведения.

О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии:

  • непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения)
  • понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление)
  • влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание) [2, с.139].

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии:

  • от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства
  • и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.

Помимо общих закономерностей восприятия художественного произведения существуют специфические, отражающие особенности познавательного и личностного развития на каждом возрастном этапе.

Процесс развития художественного восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4-5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжества добра над злом.

Пониманию литературных произведений помогает литературная опора – иллюстрации к тексту. Для младших дошкольников важными оказывается те картинки, которые последовательно изображают все основные события текста. Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Художественное произведение, указывает А. М. Бородич, привлекает ребенка не только своей яркостью, но и смысловым содержанием [3, с.31].

У каждого ребёнка можно развить интерес к поэзии. На запоминание и воспроизведение стихотворений оказывают влияние следующие факторы:

  • интерес к содержанию стихотворения, совершенству его формы;
  • близость стихотворения детским интересам, индивидуальным вкусам;
  • интерес к художественному изобразительному творчеству;
  • возможность выявить свои творческие способности (принять участие в праздниках, в игре);
  • характер оценочных суждений педагога;
  • выразительность чтения стихотворений взрослыми;
  • систематичность обучения;
  • овладение детьми способами, приёмами запоминания.

Поэтические произведения помогают пополнить и расширить жизненный опыт ребёнка, обогатить социально-нравственных представлений и понятий детей, так как поэзия воздействует на сознание, на чувства и поступки детей, вызывают определённый эмоциональный отклик в душе ребёнка на события вокруг, позволяют перестроить его субъективный мир, позволяет открыться ребёнку, вызывает желание сделать что-то хорошее, стать лучше.

Таким образом, ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обобщает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистического изображения явлений действительности облегчает ребенку знакомство с окружающей его жизнью.

Требования к отбору поэтических произведений в детском саду

Чем меньше ребенок, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь [1, с.35].

В младшем дошкольном возрасте для заучивания можно использовать коротенькие потешки и стихи. Например, А. Барто «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик», стихи С. Маршака и другие. В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети.

По объему — это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.

Также не стоит забывать и материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку отлично отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких [4, с.25].

В средней группе детского сада рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем, такие как Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и другие. В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты. Например, в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый.

В возрасте 5-6 лет совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи, такие как А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза» и другие.

В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Ребята очень любят их слушать и рассказывать, хотя конечно им еще сложно понять скрытый смысл басни. Но для этого, воспитатель должен подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни.

Таким образом, поэтические произведения для детей должны отвечать следующим требованиям: простота и четкость ритма, краткость самого стишка и отдельных строк, простота и ясность знакомых детям образов, отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

Поэзия является важным источником средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка. Это такие задачи как: расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня, обогащение словарного запаса, развитие техники речи. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики. Мир звуков привлекает к себе детей.

Список информационных источников

  1. Акулова, О.В. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста: Программа учебного курса и методические рекомендации / О.В. Акулова, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева, Л.М. Гурович. — М.: Педагогическое общество России, 2008. – 240с.
  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под редакцией Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В. – СПб.: Питер, 2013. – 464с.
  3. Карпинская, Н.А. Художественное слово в воспитании детей / Н.А. Карпинская — М.: Просвещение, 2014. – 96с.
  4. Полозова, А.И. Некоторые особенности восприятия детьми содержания и формы стихотворений / А.И. Полозова // Дошкольное воспитание. — 2010. — №7. – С.24-25.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год