Теоретические основы ознакомления детей с поэзией в детском саду |
Учим Чтению | |||
Автор: Уварова Ирина Павловна | |||
05.03.2021 11:54 | |||
Теоретические основы ознакомления детей с поэзией в детском саду Уварова Ирина Павловна Воспитатель, МБДОУ Детский сад «Солнышко» рп. Коноша Архангельской обл. На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
Особенности восприятия содержания и формы поэтических произведений детьми дошкольного возраста Поэтическое слово занимает видное место в работе дошкольного учреждения, ведь поэзия пробуждает эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у детей. Существует много видов поэзии — она может быть повествовательной, лирической или драматической. В повествовательном стихотворении рассказывается какая-то история. Лирическое стихотворение передает мысли и чувства поэта. В драматической поэме есть действующие лица, и она похожа на театральную пьесу. В детском саду поэтические произведения: читают детям для восприятия на слух и работы по их содержанию над выразительностью речи лирические занятия, учат стихи наизусть, драматизируют, инсценируют, разыгрывают их содержание (игры по сюжетам литературных произведений). В каждом из этих видов первостепенное место занимает восприятие поэтического произведения. О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии:
Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии:
Помимо общих закономерностей восприятия художественного произведения существуют специфические, отражающие особенности познавательного и личностного развития на каждом возрастном этапе. Процесс развития художественного восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4-5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжества добра над злом. Пониманию литературных произведений помогает литературная опора – иллюстрации к тексту. Для младших дошкольников важными оказывается те картинки, которые последовательно изображают все основные события текста. Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Художественное произведение, указывает А. М. Бородич, привлекает ребенка не только своей яркостью, но и смысловым содержанием [3, с.31]. У каждого ребёнка можно развить интерес к поэзии. На запоминание и воспроизведение стихотворений оказывают влияние следующие факторы:
Поэтические произведения помогают пополнить и расширить жизненный опыт ребёнка, обогатить социально-нравственных представлений и понятий детей, так как поэзия воздействует на сознание, на чувства и поступки детей, вызывают определённый эмоциональный отклик в душе ребёнка на события вокруг, позволяют перестроить его субъективный мир, позволяет открыться ребёнку, вызывает желание сделать что-то хорошее, стать лучше. Таким образом, ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обобщает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистического изображения явлений действительности облегчает ребенку знакомство с окружающей его жизнью. Требования к отбору поэтических произведений в детском саду Чем меньше ребенок, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь [1, с.35]. В младшем дошкольном возрасте для заучивания можно использовать коротенькие потешки и стихи. Например, А. Барто «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик», стихи С. Маршака и другие. В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему — это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов. Также не стоит забывать и материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку отлично отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких [4, с.25]. В средней группе детского сада рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем, такие как Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и другие. В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты. Например, в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый. В возрасте 5-6 лет совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи, такие как А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза» и другие. В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Ребята очень любят их слушать и рассказывать, хотя конечно им еще сложно понять скрытый смысл басни. Но для этого, воспитатель должен подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни. Таким образом, поэтические произведения для детей должны отвечать следующим требованиям: простота и четкость ритма, краткость самого стишка и отдельных строк, простота и ясность знакомых детям образов, отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности. Поэзия является важным источником средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка. Это такие задачи как: расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня, обогащение словарного запаса, развитие техники речи. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики. Мир звуков привлекает к себе детей. Список информационных источников
|