Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Психологические предпосылки к обучению навыкам чтения у дошкольников.
Учим Чтению
Автор: Житина Инна Валериевна   
27.12.2020 14:03

Психологические предпосылки к обучению навыкам чтения у дошкольников.Психологические предпосылки к обучению навыкам чтения у дошкольников.

В современной педагогике и психологии вопрос подготовки детей к школьному обучению ставится в один ряд с проблемой всестороннего и целостногго развития ребенка дошкольного возраста. Одним из наиболее сложных периодов в жизни дошкольника, как в физиологическом, так и в психологическом плане, считается начальный этап обучения процессам письма и чтения – грамоте. Многие системы организма ребенка не подготовлены к новым нагрузкам. Успешное начало обучения грамоте будет возможным только в том случае, если у будущего первоклассника сформирован определенный уровень дошкольной готовности. Данный вид готовности включает в себя общую психологическую и специальную подготовку, а также достаточный уровень сформированности у обучающихся умственных, физических, нравственных качеств.

Для выделения критериев готовности к обучению грамоте следует в первую очередь определить особенности письменной речи. Также необходимо понять, что является главным в процессе овладения чтением и письмом.

 

Скачать конспект

Чтение и письмо — это виды речевой деятельности, основой которых является устная речь. По определению Б.Г. Ананьева, это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформированной второй сигнальной сиситеме, присоединяется к ней и развивает ее.

Психологическая готовность к обучению грамоте – это комплексный показатель. Благодаря анализу данного показателя можно определить степень готовности ребенка к школе, а также спрогнозировать успешность или неуспешность обучения будущего первоклассника.

Именно поэтому, для успешного овладения процессами письма и чтения необходим достаточный уровень сформированности внимания, восприятия, памяти, мышления, а также эмоционально-волевой зрелости и речи.

Цель: формирование личностно-мотивационной готовности к обучению чтению, развитие познавательных процессов при подготовке воспитанников ДОУ к обучению в школе.

Задачи:

  • развивать познавательные и психические процессы – восприятие, память, внимание, воображение;
  • развивать интеллектуальную сферу – мыслительные умения, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, творческое и критическое мышление;
  • создавать условия для сенсорного развития воспитанников;
  • формировать позитивную мотивацию к обучению чтению.

К основным планируемым результатам освоения программы при подготовке к школе можно отнести:

  • сформированность внутренней позиции школьника, как показателя психологической готовности к школьному обучению;
  • эмоционально-положительное отношение к обучению чтению
  • желание получать новые знания;
  • умение соблюдать правила деятельности.

Для формирования учебных навыков: чтения, письма и счета, важным и необходимым качеством является наличие у ребенка «психологического фундамента», без которого освоение этих умений будет происходить неполноценно.

Составляющими этого «фундамента», которые Д.Б. Эльконин назвал «психологтческими предпосылками овладения учебной деятельностью», являются следующие умения:

  • осуществлять звуковой анализ и синтез;
  • анализировать и копировать образец;
  • понимать и правильно выполнять задания по словесному указанию взрослого;
  • подчинять свою деятельность заданной системе правил и контролировать себя.

Для успешной учебы не менее важны: хорошее развитие мелкой моторики и зрительно-двигательных координаций; развитость мыслительной деятельности ребенка, нагрузка на которую с началом школьного обучения существенно возрастает.

Результатом проведения занятий по предшкольной готовности и формированию навыков чтения у воспитанников старшего дошкольного возраста является положительная динамика в развитии познавательных процессов (включая внимание, мышление, процессы запоминания. восприятие) и в формировании учебной мотивации.

Диагностика проводилась в начале и в конце учебного года, по завершению цикла занятий по подготовке к школе.

В середине учебного года с некоторыми воспитанниками проводился промежуточный мониторинг, с целью оценки успешности проводимых мероприятий, на основе результатов которого корректировались развивающие занятия.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год