Психологические предпосылки к обучению навыкам чтения у дошкольников. |
Учим Чтению | |||
Автор: Житина Инна Валериевна | |||
27.12.2020 14:03 | |||
Психологические предпосылки к обучению навыкам чтения у дошкольников. В современной педагогике и психологии вопрос подготовки детей к школьному обучению ставится в один ряд с проблемой всестороннего и целостногго развития ребенка дошкольного возраста. Одним из наиболее сложных периодов в жизни дошкольника, как в физиологическом, так и в психологическом плане, считается начальный этап обучения процессам письма и чтения – грамоте. Многие системы организма ребенка не подготовлены к новым нагрузкам. Успешное начало обучения грамоте будет возможным только в том случае, если у будущего первоклассника сформирован определенный уровень дошкольной готовности. Данный вид готовности включает в себя общую психологическую и специальную подготовку, а также достаточный уровень сформированности у обучающихся умственных, физических, нравственных качеств. Для выделения критериев готовности к обучению грамоте следует в первую очередь определить особенности письменной речи. Также необходимо понять, что является главным в процессе овладения чтением и письмом.
Чтение и письмо — это виды речевой деятельности, основой которых является устная речь. По определению Б.Г. Ананьева, это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформированной второй сигнальной сиситеме, присоединяется к ней и развивает ее. Психологическая готовность к обучению грамоте – это комплексный показатель. Благодаря анализу данного показателя можно определить степень готовности ребенка к школе, а также спрогнозировать успешность или неуспешность обучения будущего первоклассника. Именно поэтому, для успешного овладения процессами письма и чтения необходим достаточный уровень сформированности внимания, восприятия, памяти, мышления, а также эмоционально-волевой зрелости и речи. Цель: формирование личностно-мотивационной готовности к обучению чтению, развитие познавательных процессов при подготовке воспитанников ДОУ к обучению в школе. Задачи:
К основным планируемым результатам освоения программы при подготовке к школе можно отнести:
Для формирования учебных навыков: чтения, письма и счета, важным и необходимым качеством является наличие у ребенка «психологического фундамента», без которого освоение этих умений будет происходить неполноценно. Составляющими этого «фундамента», которые Д.Б. Эльконин назвал «психологтческими предпосылками овладения учебной деятельностью», являются следующие умения:
Для успешной учебы не менее важны: хорошее развитие мелкой моторики и зрительно-двигательных координаций; развитость мыслительной деятельности ребенка, нагрузка на которую с началом школьного обучения существенно возрастает. Результатом проведения занятий по предшкольной готовности и формированию навыков чтения у воспитанников старшего дошкольного возраста является положительная динамика в развитии познавательных процессов (включая внимание, мышление, процессы запоминания. восприятие) и в формировании учебной мотивации. Диагностика проводилась в начале и в конце учебного года, по завершению цикла занятий по подготовке к школе. В середине учебного года с некоторыми воспитанниками проводился промежуточный мониторинг, с целью оценки успешности проводимых мероприятий, на основе результатов которого корректировались развивающие занятия.
|