Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие способностей к пониманию литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста и обращение их к истокам народного творчества при изучении произведений А.С. Пушкина
Учим Чтению
Автор: Левашова Светлана Евгеньевна   
09.12.2020 05:34

Развитие способностей к пониманию литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста и обращение их к истокам народного творчества при изучении произведений А.С. ПушкинаРазвитие способностей к пониманию литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста и обращение их к истокам народного творчества при изучении произведений А.С. Пушкина

Левашова Светлана Евгеньевна воспитатель ГБОУ Школа № 1286 (дошкольное отделение «Радуга») г. Москва, Россия

Цель: Формирование у детей интереса к произведениям художественной литературы, приобщение детей к народным традициям и фольклору.

Задачи:

  • углубление и расширение знаний детей о творчестве А.С. Пушкина (на примере «Сказки о рыбаке и рыбке»);
  • определение лексического значения устаревших слов;
  • определение характерных для фольклора особенностей;
  • развивать умение восприятия образного содержание сказки;
  • воспитывать умение понимать изобразительно-выразительные средства;
  • развитие умения изображать понравившихся героев сказки;
  • воспитание любви и формирование интереса к литературным произведениям.

Материалы и оборудование:

  • портрет А.С. Пушкина;
  • книги сказок поэта (Сказки А.С. Пушкина, Серия: Библиотека детского сада, Издательство Проф-Пресс, 2019 г., 64 с.)
  • иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке».

Вступление к занятию:

Александр Сергеевич Пушкин с глубоким интересом изучал народные обычаи и поверья, проявлял усиленный интерес к народному творчеству и преобразил русскую литературу. Он писал о добре и зле, о любви к природе и всему прекрасному, об уважении к человеку и его хороших и плохих качествах. Все персонажи сказок А.С. Пушкина являются собирательными образами народа со своими добрыми и злыми поступками, благородством и завистью, щедростью и жадностью. Эти образы понятны и ясны каждому человеку любого возраста.

В своей «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин отразил ненасытность — как отрицательное качество человека: ненасытность постоянно растущих запросов старухи ее и погубила. При этом положительным персонажем в Сказке показан старик с его добротой и бескорыстностью поступков: поймав волшебную рыбку он отпустил ее.

Ход занятия:

Воспитатель:

  • Дорогие ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. На примере «Сказки о рыбаке и рыбке» мы будем учиться определять и находить фольклорные черты в его произведениях.

Воспитатель обращает внимание детей на портрет поэта.

  • Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, написавший много сказок и стихотворений. Родился он в Москве. С самого детства любил слушать сказки и предания, которые рассказывала ему няня Арина Родионовна. Пушкин много ездил, узнавал о быте и жизни крестьян и простых людей. Живя в Михайловском, он с интересом изучал народные нравы, обычаи и поверья. Он приглашал к себе простых людей, знающих много песен и сказок, и записывал то, что слышал от них. Под впечатлением услышанных им народных историй он начал писать сказки.

Далее воспитатель задает детям вопрос, какие сказки А.С. Пушкина они знают. Дети отвечают. ( «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и т.д.)

  • Сказки – это один из любимых жанров Пушкина. В его сказках нашли отражение народные мотивы. И сегодня, мы с вами попробуем найти черты фольклора в произведении «Сказка о рыбаке и рыбке». Сейчас я вам прочту сказку, а вы внимательно послушайте. Обратите внимание на то, каким языком написана сказка, какие события в ней происходят. Итак, внимание…

Воспитатель читает сказку детям. После чтения сказки воспитатель задает детям вопросы:

  1. Подумайте, чем отличаются сказки А.С. Пушкина от других сказок. Как они написаны? (В стихах)
  2. Какой жизнью живут главные герои сказки (старик и старуха)? (жизнь простых крестьян и бедных людей)
  3. Каким вам показался старик? Какой он? (добрый, спокойный, ласковый, тихий, отзывчивый и т.д.)
  4. А старуха? (злая, корыстная, жадная и т.д.)
  5. Каких людей высмеивает поэт в этой сказке? (ненасытных и жадных)
  6. Какие необычные и волшебные события происходят в сказке? (рыбка говорит человеческим голосом, старуха превращается столбовой дворянкой, разбитое корыто становится новым и т.д.)
  7. Какие старинные и народные слова (выражения) используются в сказке? ( «Чего тебе надобно, старче?», «Смилуйся, государыня рыбка!», «Еще пуще старуха бранится», «Дурачина ты, прямой простофиля!» и т.д.)
  8. Как по-разному море встречало старика каждый раз, когда он приходил к рыбке с очередной просьбой? (Море слегка разыгралось, помутилось синее море, почернело синее море)
  9. Почему рыбка не выполнила последнее желание старика, а старуха потеряла все, что получила? (Рыбка не захотела быть у старухи “на посылках” и потерять свободу)

Воспитатель подводит итоги и обращает внимание детей на то, что в сказке отражается свойственная фольклору поэтика повтора ( «Смилуйся, государыня рыбка!» старик произносит каждый раз, обращаясь к рыбке); ритм сближает сказку с народной песней; обилие просторечий и постоянных эпитетов; добро в сказке побеждает зло.

После ответов на вопросы воспитатель предлагает детям нарисовать любого понравившегося героя.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год