Сценарий Литературной гостиной «С любовью в сердце» по творчеству С.А. Есенина в подготовительной к школе логопедической группе |
Учим Чтению | |||
Автор: Седова Людмила Васильевна, Смирнова Алла Викторовна | |||
06.11.2020 05:35 | |||
Сценарий Литературной гостиной «С любовью в сердце» по творчеству С.А. Есенина в подготовительной к школе логопедической группе
МДОУ №25 «Улыбка» Городского округа Подольск. Цель: познакомить детей с творчеством Есенина, раскрыть основные темы его поэзии. Задачи:
Оборудование: оформление зала в духе 20-х годов, портрет С. Есенина, презентация по творчеству поэта, детские костюмы в народном стиле и для театрализованной постановки, музыкальные аудиозаписи романсов на стихи Есенина, мягкие диванчики, музыкальные инструменты (металлофоны, треугольники).
Детские творческие работы по мотивам произведений С.А. Есенина. Ход мероприятия: Дети входят в зал, рассаживаются на диванчики. Звучит романс «Отговорила роща золотая». Слайд 2. Заставка — Золотая роща. Учитель-логопед: - Прозвучал прекрасный русский романс «Отговорила роща золотая». Он написан на стихи великого поэта, о котором мы сегодня будем говорить. В этот прекрасный осенний день мы собрались вместе в нашей литературной гостиной, посвященной Сергею Александровичу Есенину. Рассматривание выставки детских работ по мотивам стихотворения «Отговорила роща золотая». Слайд 3. Сергей Есенин был одним из известнейших и любимых поэтов России в 20 веке. На протяжении всей своей жизни он писал стихи, которые до сих пор захватывают дух многих поклонников его таланта. Слайд 4. Родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Родители – Александр Никитич и Татьяна Федоровна. Слайд 5. Федор Андреевич и Наталья Евтихиевна Титовы – это бабушка и дедушка поэта. Дед Сергея Александровича был знатоком церковных книг, поэтому в семье Есенина было принято проводить ежевечернее чтение книг на религиозную тематику. Бабушка с раннего детства привила поэту любовь к литературе. Она рассказывала Сергею много народных сказок, песен и частушек. Но не все сказки были с хорошим концом. Это очень не нравилось маленькому Сергею, и он придумывал своё окончание сказок. Считается, что бабушкины рассказы стали началом для написания собственных произведений. Слайд 6. Иллюстрации к стихотворению «Бабушкины сказки» Читает 1-ый ребёнок. Бабушкины сказки С. Есенин В зимний вечер по задворкам Опостылеют салазки, И сидим мы, еле дышим. Сказки все. Пора в постели... Скажет бабушка несмело: Слайд 7. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине!» С.Есенин. Родина поэта – село Константиново. Учитель-логопед: Родившийся в далекой российской глубинке, в селе Константиново Рязанской губернии, Есенин, даже уже будучи известным поэтом, всегда был простым, общительным и веселым человеком. И через всю свою жизнь и через свое творчество он пронес любовь к своей малой родине и к России. Россия была для Есенина начало всех начал. Даже ее имя он произносил с восхищением: «Россия… Какое хорошее слово… И роса, и сила, и синее что-то.» Слайд 8. Иллюстрация к стихотворению «Спит ковыль». Отрывок произведения читает 2-ой ребёнок. Спит ковыль. С. Есенин Спит ковыль. Равнина дорогая Знать, у всех у нас такая участь. Свет луны таинственный и длинный, Слайд 9. Тема природы в лирике поэта. Учитель-логопед: Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал ее: «Спит черемуха в белой накидке», «Словно белою косынкой, подвязалася сосна», «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком». Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду. Выражение чувств через явления природы – одна из самых характерных особенностей лирики С.Есенина. Стихотворение «С добрым утром». Читает 3-ий ребёнок. С добрым утром С. Есенин Задремали звезды золотые, Улыбнулись сонные березки, У плетня заросшая крапива Слайд 10. Иллюстрация к стихотворению «Восход солнца» Учитель-логопед: Следующее стихотворение. Читает 4-ый ребёнок. Восход Солнца С. Есенин Загорелась зорька красная Лучи солнышка высоко Лучи ярко-золотые Слайд 11. Иллюстрация к стихотворению «Вот уж вечер». Учитель-логопед: Следующее стихотворение. Читает 5-ый ребёнок. Вот уж вечер. Роса… С. Есенин Вот уж вечер. Роса От луны свет большой Хорошо и тепло, И вдали за рекой, Слайд 12. Иллюстрация к стихотворению «Ночь». Учитель-логопед: Стихотворение «Ночь». Читает 6-ой ребёнок. Ночь (“Тихо дремлет река... ”) С. Есенин Тихо дремлет река. Ночь. Вокруг тишина. Серебрится река. Ночь. Вокруг тишина. Слайд 13. Иллюстрация к стихотворению «Звёзды». Учитель-логопед: Стихотворение «Звёзды». Читает 7-ой ребёнок. Звезды. С. Есенин Звездочки ясные, звезды высокие! Частые звездочки, звездочки тесные! И почему так, когда вы сияете, Слайд 14. Времена года в стихотворениях С.А. Есенина. Учитель-логопед: Особое место в лирике Есенина занимает цикл стихотворений, который условно можно назвать «Времена года», т.к. в нём преобладают родные пейзажи, но главное здесь не картины природы, а воспоминания поэта о своей жизни. Слайд 15. Осень любимое время поэта и он посвятил ей немало строк. Учитель-логопед: Отговорила роща золотая Слайд 16. Иллюстрация с опавшим кленом. Учитель-логопед: Даже когда поэт уезжал за границу, он всегда вспоминал свой дом и клен под окном. Стихотворение С.Есенина «Клен ты мой опавший» было положено на музыку и сейчас мы послушаем отрывок из этого романса. Ансамбль детей исполняет отрывок романса «Клен ты мой опавший» с Оркестром музыкальных инструментов (металлофоны и треугольники) Слайд 17. Иллюстрация к стихотворению «Нивы сжаты» Учитель-логопед: Стихотворение о поздней осени. Читает 8-ой ребёнок. Нивы сжаты, рощи голы С. Есенин Нивы сжаты, рощи голы, Дремлет взрытая дорога. Ах, и сам я в чаще звонкой Слайд 18. Иллюстрация к стихотворению «Пороша». Учитель-логопед: Стихотворение о наступившей зиме. Читает 9-тый ребёнок. Пороша. С. Есенин Еду. Тихо. Слышны звоны Заколдован невидимкой, Понагнулась, как старушка, Скачет конь, простору много. Слайд19. Смех и юмор в Есенинской поэзии. Учитель-логопед: С.Есенин много путешествовал. Однажды он был в Грузии и гостил у своего друга Вержбицкого Николай Константинович, который жил в городе Тифлисе на улице Коджорской, дом15. Вержбицкий рассказывал о дружбе поэта с уличными ребятами. «Они толпой вваливались к нам в квартиру, требовали немедленного ответа на миллион вопросов, а главное — им были нужны развлечения. Есенин пел для них тут же сочиненные частушки ‹... ›. Однажды, когда собрались ребятишки, Есенин экспромтом сочинил для них смешное стихотворение: «Тетя Мотя в розовом капоте...». Театрализованная постановка по мотивам стихотворения: (исполняет творческий коллектив детей) Тетя Мотя в розовом капоте С. Есенин Тетя Мотя Кузина Зина На маме Делают прогулку Раскрасневшись от жары, Разделывают стены Вот это ловко — Разве трудно догадаться, Слайд 20. Поэзия С.Есенина в музыке. Музыкальный руководитель: Музыка, песня всегда шли по жизни вместе с поэтом – с самых ранних лет. Его стихи необычайно лиричны и музыкальны, что не могло не тронуть сердца многих композиторов и певцов, дать этим произведениям музыкальную жизнь. В доме родителей, по воспоминанию Есенина, часто пели, играли на музыкальных инструментах, в основном на маленькой гармошке – «тальянке». «К стихам, – говорил он, – расположили песни, которые я слышал кругом себя, а отец мой даже слагал их. Запоминал песни, особенно частушки, любил фольклор, прежде всего музыкальный. И мы тоже сейчас поиграем. Фольклорная игра «Воротики» Музыкальный руководитель: Стихи поэта настолько мелодичны, что легко ложатся на музыку и исполняются как романсы. Слушание романса «Нивы сжаты. Рощи голы». Главную партию на скрипке исполняет музыкальный руководитель. Слайд 21. Заставка – Поздняя осень. Слайд 22. Музыкальные произведения на стихи поэта. Музыкальный руководитель: Сергей Есенин — один из многих Русских поэтов, на стихи которого композиторами созданы песни. В разное время песни на стихи Есенина исполняли Людмила Зыкина Надежда Бабкина, Галина Ненашева «Береза», Муслим Магомаев ( «Королева»), Олег Погудин, Александр Малинин, Николай Караченцов, Трио Реликт, Никита Джигурда, Сергей Безруков, Вика Цыганова и многие другие. Чтение стихотворений С.Есенина присутствующими гостями. Музыкальный руководитель: А сейчас мы послушаем самые узнаваемые стихотворения великого поэта, которые прочитают наши родители и педагоги. Читаются следующие произведения:
Слайд 23, 24, 25. Иллюстрации к стихотворениям, которые читают гости. Музыкальный руководитель: А сейчас прозвучит романс на стихи С.Есенина «Плачет метель, как цыганская скрипка» и мы встречаем ещё одного гостя нашей гостиной. Танец под музыку романса «Плачет метель, как цыганская скрипка» Исполняет приглашенный педагог. Слайд 26. Наследие поэта. Учитель-логопед: С.А. Есенин написал 402 стихотворения и 44 поэмы. Судьба наградила Сергея Александровича уникальным творческим даром и это позволило стать ему великим русским поэтом. Наша литературная гостиная подошла к концу, я надеюсь, что сегодня вы получили положительный заряд эмоций благодаря удивительной силе есенинской поэзии. Звучит романс в исполнении трио Реликт «Над окошком месяц» дети и гости уходят из зала.
|