Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста. Влияние сказки на всестороннее развитие ребенка.
Учим Чтению
Автор: Скотникова Татьяна Сергеевна   
24.02.2020 05:41

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста. Влияние сказки на всестороннее развитие ребенка.Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста. Влияние сказки на всестороннее развитие ребенка.

Статью составила: Скотникова Татьяна Сергеевна, воспитатель средней группы ЕЕ АНОО «Областная гимназия им. Е. м. Примакова» Москва, 2020 г. Автономная Некоммерческая Образовательная Организация «Областная Гимназия им. Е. М. Примакова»

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста. Влияние сказки на всестороннее развитие ребенка.

Испокон веков сказка является одним из самых удивительных и волшебных творений человека. Вспоминая детство, люди рассказывают о сказочных, ярких, веселых и трепетных событиях – как будто пересказывают сюжет или отрывок сказки: «В деревне у бабушки я любила пить парное молоко…», «Утром выйдешь на улицу, на травке роса, тишина, солнышко восходит…», «А грибов на полянке видимо не видимо…». У психологически здорового человека с такими строками ассоциируются самые добрые, теплые и часто сказочные воспоминания. Уже взрослые люди, путешествуя по миру и бывая в красивейших местах мира, описывают их словами «сказочно», «как в сказке», «волшебно» и т.д. Можно сказать, что люди проносят сказку на протяжении всей жизни, ее значимость невозможно переоценить как для детей, так и для взрослых. Что же такое сказка?

 

Толковый словарь Ушакова гласит: сказка- повествовательное произношение устного народного творчества о вымышленных событиях. По культурологическому словарю: сказка — один из основных жанров фольклора, эпического, преимущественно прозаического произведения волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

В обыденности же сказка — это волшебный и увлекательный мир, который манит людей всех возрастов своими увлекательными событиями и необычными приключениями, преображениями и яркими персонажами. В нашей статье мы уделим особое внимание влиянию сказки на детей дошкольного возраста.

Сказки — это первые литературные произведения, к которым каждый ребенок опосредованно или самостоятельно прикасается в период дошкольного детства. Сказка появляется в жизни ребенка с самого младенчества и сопровождает его на протяжении всего дошкольного возраста, оставаясь с ним на всю жизнь. Именно со сказок ребенок начинает знакомиться с книгой, с окружающим миром, с социумом.

Какую же роль играют сказки в развитии ребенка?

  1. Сказки развивают воображение, располагают к фантазированию. Ведь каждый сюжет наполнен необычными и удивительными персонажами, моментами, историями и действиями, которые располагают к образному представлению их в сознании ребенка.
  2. Развивают грамотную, последовательную, четкую и структурированную речь. Сюжеты популярных сказок описываются последовательно, четко и словарно обогащенно.
  3. Формируют базовые нравственные и моральные принципы. Сюжетная линия сказки часто отражает принцип «что такое хорошо, что такое плохо».
  4. Развивают и обогащают внутренний мир ребенка, мотивируют к познанию.
  5. Сказки формируют умение сопереживать – эмпатию.
  6. Сказки влияют на полоролевое развитие детей.

Сказки не так просты, какими кажутся на первый взгляд — они похожи на айсберг. В дошкольном возрасте дети видят только верхнюю часть айсберга, он является понятным и видимым, а с возрастом людям открывается вся глубина и могущество льдины — глубокий смысл, который заложил автор в содержание. А порой чем короче сказка, тем больше она имеет объем вложенного в нее смысла. Поэтому сказки нужны не только детям, но и взрослым.

Сказка чаще всего представляет собой эпическое, прозаическое произведение, где главными героями могут быть не только люди, но и животные, предметы, стихии. Поэтому сказки бывают различных видов:

1) Сказки о животных. Главными героями в таких сказках являются животные, которые, как правило, наделены человеческими качествами. С помощью таких сказок раскрываются такие человеческие качества как: мудрость, хитрость, проворность, трусость; а также, освещаются важные моральные принципы. Примеры сказок:

  • «Волк и семеро козлят» — русская народная сказка
  • «Зимовье зверей» — русская народная сказка
  • «Лиса и волк» — русская народная сказка
  • «Журавль и цапля» — русская народная сказка
  • «Три медведя» — русская народная сказка
  • «Маша и медведь» — русская народная сказка
  • «Лиса и лапоть» — русская народная сказка
  • «Теремок» — русская народная сказка

2) Волшебные сказки. Волшебные сказки могут быть приключенческими, героическими, волшебными. Они описывают не реалистичный, фантастический мир, они никогда не претендуют на реалистичность и не стараются выглядеть правдивым. Примеры сказок:

  • «Сказка о царе Салтане» — А.С. Пушкин
  • «Никита Кожемяка» — русская народная сказка
  • «Царевна- лягушка» — русская народная сказка
  • «Аленький цветочек» — русская народная сказка
  • «Снегурочка» — русская народная сказка
  • «Буратино» — А. Н. Толстой
  • «Сказка о Рыбаке и рыбке» — А.С. Пушкин
  • «Маленькие человечки» — Братья Гримм

3) Бытовые сказки. Характерным признаком бытовой сказки является описание обыденной жизни. Противоречие заключается в противостоянии противоположных качеств: доброта, честность, верность, порядочность противопоставляются лжи, лицемерию, жадности, вранью. Примеры сказок:

  • «Репка» — русская народная сказка
  • «Курочка ряба» — русская народная сказка
  • «Вершки и корешки» — русская народная сказка
  • «Как мужик гусей делил» — русская народная сказка.

4) Страшные сказки. Они готовят детей ко взрослой жизни и формируют представление о сложностях, с которыми можно столкнуться, будучи взрослым. Данные сказки необходимо читать дозированно, а в случае психологических нарушений у ребенка – их следует читать по рекомендации психолога. Примеры сказок:

  • «Королева – ведьма» — русская народная сказка
  • «Разбойники» — русская народная сказка
  • «Кощей – Бессмертный» — русская народная сказка
  • «Баба- Яга» — русская народная сказка
  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» — русская народная сказка.

Также, все сказки можно разделить на два условных типа:

  • Народные сказки
  • Авторские сказки

Народные сказки существуют уже множество столетий, они менялись, трансформировались и адаптировались под разные поколения людей, поэтому они имеют глубокий смысл и неоценимое значение на развитие ребенка.

Авторские сказки также оказывают большое влияние на развитие ребенка благодаря большому разнообразию персонажей и неожиданным сюжетам. К вышеперечисленным видам сказок в авторских сказках добавляются обучающие и психокоррекционные сказки.

Обучающие, познавательные или дидактические сказки чаще всего составляются педагогами и имеют определенную познавательную цель, ее общая линия – обучение детей в ненавязчивой, интересной форме. Чаще данные сказки составляются для детей дошкольного возраста для изучения счета, познания окружающего мира, развития речи. Примеры сказок:

  • «Дни недели» — сказка на образовательном портале «Колыбелька»
  • «Светофор» — сказка на образовательном портале «Колыбелька»
  • «Почему идет снег» — сказка на образовательном портале «Колыбелька»

Психокоррекционные сказки часто используются психологами для коррекции психологического состояния детей. Часто они составляются психологами и психотерапевтами для работы над определенной проблемой или комплексом психологических проблем у ребенка. Примеров таких сказок много и они разрабатываются и адаптируются по сей день:

  • «Сказка о Тигрёнке» – история от психолога Анны Кутявиной, которая поможет застенчивым детям найти друзей
  • «Сказка «Почему Серёжа не боится засыпать сам» — терапевтическая сказка для преодоления ночных страхов
  • «Сказка о грустной тарелке» — история от Марии Шкуриной про проблемы с едой у дошкольников
  • Сказка «Карандаши» — для развития терпимости, чувства равенства, принадлежности к общей группе
  • «Сказка про ребенка, который не любит одеваться в детский сад» — Ирис Ревю
  • «Сказка про ребенка, который обманывает» — Ирис Ревю
  • «Сказка про ребенка, который плохо ест» — Ирис Ревю
  • «Сказка про ребёнка, который стесняется» — Ирис Ревю
  • «Сказка про ребенка, который не хочет ходить в детский сад» — Ирис Ревю
  • «Сказка про ребенка, который часто просит новые игрушки» — Ирис Ревю
  • «Сказка про девочку, которая часто плачет» — Ирис Ревю
  • «Сказка про ребенка, который обижает других детей» — Ирис Ревю

Роль сказок в развитии ребенка велика и многогранна. Сказкотерапия может иметь познавательную, терапевтическую и коррекционную направленнось. Регулярное чтение сказок ребенку формирует у него любовь к чтению и способствует формированию психологически здорового человека.

Источники:

  1. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова,
  2. «Словарь по культурологии», Блошенко Е.В., Булатова А.В., Екатеринбург, 2011

Интернет-ресурсы:

  1. https: //detskiychas. ru/sochinyaem_skazki/skazka_rebenok_stesnyaetsya/#more-34576
  2. https: //www. liveinternet. ru/community/5610805/post394689841
  3. https: //nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2019/11/24/sbornik-skazok-dlya-skazkoterapii-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta
  4. https: //mishka-knizhka. ru/volshebnye-skazki/
  5. https: //mishka-knizhka. ru/russkie-bytovye-skazki/
  6. https: //deti123. ru/skazki/russkie-narodnye-strashnye
  7. https: //mishka-knizhka. ru/skazki-pro-zhivotnyh/
  8. https: //kolybel-ka. ru/skazki_obychaushie/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год