Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста. Влияние сказки на всестороннее развитие ребенка. |
Учим Чтению | |||
Автор: Скотникова Татьяна Сергеевна | |||
24.02.2020 05:41 | |||
Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста. Влияние сказки на всестороннее развитие ребенка. Статью составила: Скотникова Татьяна Сергеевна, воспитатель средней группы ЕЕ АНОО «Областная гимназия им. Е. м. Примакова» Москва, 2020 г. Автономная Некоммерческая Образовательная Организация «Областная Гимназия им. Е. М. Примакова» Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста. Влияние сказки на всестороннее развитие ребенка. Испокон веков сказка является одним из самых удивительных и волшебных творений человека. Вспоминая детство, люди рассказывают о сказочных, ярких, веселых и трепетных событиях – как будто пересказывают сюжет или отрывок сказки: «В деревне у бабушки я любила пить парное молоко…», «Утром выйдешь на улицу, на травке роса, тишина, солнышко восходит…», «А грибов на полянке видимо не видимо…». У психологически здорового человека с такими строками ассоциируются самые добрые, теплые и часто сказочные воспоминания. Уже взрослые люди, путешествуя по миру и бывая в красивейших местах мира, описывают их словами «сказочно», «как в сказке», «волшебно» и т.д. Можно сказать, что люди проносят сказку на протяжении всей жизни, ее значимость невозможно переоценить как для детей, так и для взрослых. Что же такое сказка?
Толковый словарь Ушакова гласит: сказка- повествовательное произношение устного народного творчества о вымышленных событиях. По культурологическому словарю: сказка — один из основных жанров фольклора, эпического, преимущественно прозаического произведения волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. В обыденности же сказка — это волшебный и увлекательный мир, который манит людей всех возрастов своими увлекательными событиями и необычными приключениями, преображениями и яркими персонажами. В нашей статье мы уделим особое внимание влиянию сказки на детей дошкольного возраста. Сказки — это первые литературные произведения, к которым каждый ребенок опосредованно или самостоятельно прикасается в период дошкольного детства. Сказка появляется в жизни ребенка с самого младенчества и сопровождает его на протяжении всего дошкольного возраста, оставаясь с ним на всю жизнь. Именно со сказок ребенок начинает знакомиться с книгой, с окружающим миром, с социумом. Какую же роль играют сказки в развитии ребенка?
Сказки не так просты, какими кажутся на первый взгляд — они похожи на айсберг. В дошкольном возрасте дети видят только верхнюю часть айсберга, он является понятным и видимым, а с возрастом людям открывается вся глубина и могущество льдины — глубокий смысл, который заложил автор в содержание. А порой чем короче сказка, тем больше она имеет объем вложенного в нее смысла. Поэтому сказки нужны не только детям, но и взрослым. Сказка чаще всего представляет собой эпическое, прозаическое произведение, где главными героями могут быть не только люди, но и животные, предметы, стихии. Поэтому сказки бывают различных видов: 1) Сказки о животных. Главными героями в таких сказках являются животные, которые, как правило, наделены человеческими качествами. С помощью таких сказок раскрываются такие человеческие качества как: мудрость, хитрость, проворность, трусость; а также, освещаются важные моральные принципы. Примеры сказок:
2) Волшебные сказки. Волшебные сказки могут быть приключенческими, героическими, волшебными. Они описывают не реалистичный, фантастический мир, они никогда не претендуют на реалистичность и не стараются выглядеть правдивым. Примеры сказок:
3) Бытовые сказки. Характерным признаком бытовой сказки является описание обыденной жизни. Противоречие заключается в противостоянии противоположных качеств: доброта, честность, верность, порядочность противопоставляются лжи, лицемерию, жадности, вранью. Примеры сказок:
4) Страшные сказки. Они готовят детей ко взрослой жизни и формируют представление о сложностях, с которыми можно столкнуться, будучи взрослым. Данные сказки необходимо читать дозированно, а в случае психологических нарушений у ребенка – их следует читать по рекомендации психолога. Примеры сказок:
Также, все сказки можно разделить на два условных типа:
Народные сказки существуют уже множество столетий, они менялись, трансформировались и адаптировались под разные поколения людей, поэтому они имеют глубокий смысл и неоценимое значение на развитие ребенка. Авторские сказки также оказывают большое влияние на развитие ребенка благодаря большому разнообразию персонажей и неожиданным сюжетам. К вышеперечисленным видам сказок в авторских сказках добавляются обучающие и психокоррекционные сказки. Обучающие, познавательные или дидактические сказки чаще всего составляются педагогами и имеют определенную познавательную цель, ее общая линия – обучение детей в ненавязчивой, интересной форме. Чаще данные сказки составляются для детей дошкольного возраста для изучения счета, познания окружающего мира, развития речи. Примеры сказок:
Психокоррекционные сказки часто используются психологами для коррекции психологического состояния детей. Часто они составляются психологами и психотерапевтами для работы над определенной проблемой или комплексом психологических проблем у ребенка. Примеров таких сказок много и они разрабатываются и адаптируются по сей день:
Роль сказок в развитии ребенка велика и многогранна. Сказкотерапия может иметь познавательную, терапевтическую и коррекционную направленнось. Регулярное чтение сказок ребенку формирует у него любовь к чтению и способствует формированию психологически здорового человека. Источники:
Интернет-ресурсы:
|