Семинар-практикум для воспитателей «Профилактика трудностей чтения и письма»
Многим детям свойственны неплавность, нечеткость, замедленность движений руки, неравномерность темпа письма, несоразмерность интервалов, закрепление неправильных стереотипов письма, неряшливый, нестабильный почерк.
Такие дети требуют особого внимания, ведь ошибки необходимо исправить уже в начальной школе, а это требует порой продолжительного времени. Главная проблема заключается в том, что учитель не может справиться с этими трудностями самостоятельно и отправляет ребенка к школьному логопеду с «приговором»: дисграфия. Этот «диагноз» стал достаточно популярен — в среднем половина учащихся первого класса массовой школы направляется к логопеду. Однако, данные трудности в письме и чтении — далеко не всегда дисграфия — специфическое нарушение процесса письма, которое не связано с применением орфографических правил и нарушениями интеллектуального или сенсорного характера.
Любая психическая деятельность — сложная функциональная система, включающая различные психологические факторы: слухоречевой, речедвигательный, оптико-пространственный и фактор избирательной регуляции психической активности (по А.Р. Лурии). Анализ состояния высших психических функций каждого ребенка показывает его индивидуальные особенности, индивидуальное сочетание «слабых» и «сильных» звеньев.
Педагогическая практика ставит новые вопросы: как уменьшить количество детей, имеющих трудности в овладении письмом и чтением? связаны ли предрасположенность к левшеству или левшество с овладением чтением и письмом? можно ли осуществлять профилактику возможных нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте?
Появившееся в последнее время множество различных пособий и дидактического материала по подготовке детей к грамоте помогает развить мышление и зрительную память, укрепить мелкую моторику. Однако количество детей, испытывающих трудности в письме и чтении, продолжает расти. Многие дошкольники, особенно находящиеся в группе риска (минимальные мозговые дисфункции, неврологические нарушения, временные задержки темпов психоречевого развития, речевые нарушения), нуждаются в помощи.
Зрелость психических процессов — предпосылок для успешного усвоения грамоты и правописания — может быть проверена до поступления ребенка в школу. Логопедическая практика подтверждает — профилактику трудностей овладения чтением и письмом необходимо осуществлять в дошкольном возрасте.
Начиная с раннего дошкольного возраста необходимо проводить специальную поэтапную программу с опорой на комплексную работу анализаторных систем. Профилактику трудностей ов-ладения чтением и письмом можно подразделить на первичную и вторичную.
Первичная профилактика направлена на предупреждение возможного неблагополучия в формировании навыков чтения и письма. Вторичная предполагает работу по коррекции уже возникших трудностей, предотвращению развития их в сторону закрепления и обострения.
Наиболее результативные методы и приемы профилактической работы дают взаимосвязанные разделы, приведенные ниже.
Первый блок
- Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.
- Развитие зрительно-моторной координации.
- Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела.
- Развитие пространственно-временных представлений.
Второй блок
- Развитие слухового внимания.
- Развитие чувства ритма.
- Формирование фонологического структурирования.
Эффективность работы зависит от определенных условий, которые являются слагаемыми успеха:
- интегративный характер занятий, с опорой на максимальное количество анализаторов;
- включение в занятие широкого диапазона упражнений и игр, направленных на профилактику возможных трудностей овладения чтением и письмом;
- своевременное переключение на другую деятельность, т.е. необходимость закончить упражнение прежде, чем оно надоест ребенку;
- разъяснение родителям важности профилактической работы, включение их в нее;
- создание проблемно-игровых и проблемно-практических ситуаций, способствующих не только развитию мыслительных процессов, но и обогащающих практический опыт и формирующих положительные качества личности;
- систематическое оперативное наблюдение по отслеживанию результатов.
Рассмотрим каждый раздел более подробно.
Работа над зрительным вниманием и памятью
ЗАДАЧИ
- Формирование поисковой деятельности.
- Расширение поля зрения.
- Выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объема зрительного внимания и памяти.
- Развитие стереогноза, умения ориентироваться на плоскости и в трехмерном пространстве.
- Анализ зрительного образа.
ПРИЕМЫ
- Привлечение внимания к окружающим предметам.
- Запоминание расположения предметов в пространстве комнаты.
- Запоминание изображений 2—5 предметов.
- Фиксация изменений в расположении двух, затем 3— 5 предметов.
- Запоминание порядка колец на пирамидке, собирание ее с учетом величины по образцу и памяти.
- Выделение из множества заданных геометрических фигур.
Запоминание последовательности расположения предметов на плоскости (вверху, внизу, в центре, в правом верхнем углу и т.д.) и относительно друг друга.
- Выделение из множества картинок по определенной теме ( «Посуда», «Игрушки» и др.).
- Определение различий в двух предметных картинках.
- Определение изменений в сюжетной картинке.
- Воспроизведение последовательности с опорой на зрительный ряд.
- Выкладывание по памяти ряда предметов или геометрических фигур.
- Использование разнообразных игр, в которых сюжет требует запоминания или сравнения фигур, расположенных в определенной последовательности.
- Классификация геометрических фигур по цвету, цвету и форме, цвету, форме и вели-чине.
Развитие зрительно-моторной координации
ЗАДАЧИ
- Развитие глазодвигателей.
- Улучшение ощущений артикуляционных поз и движений.
- Формирование восприятия различной модальности.
- Развитие тактильных ощущений.
- Выработка навыков мысленного перемещения трансформации зрительных образов.
- Развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики.
- Развитие формообразующих движений при изображении заданных фигур.
ПРИЕМЫ
- Упражнения на преодоление сопротивления.
- Выполнение артикуляционных движений с закрытыми и завязанными глазами для лучшего сосредоточения на ощущениях.
- Чередование артикуляционных упражнений с открытыми и закрытыми глазами.
- Прослеживание по направлениям: сверху вниз, снизу вверх, справа налево и слева направо.
- Прослеживание прямых, ломаных извилистых линий с постепенным усложнением заданий, лабиринтов.
- Подбор вставок к предметным и сюжетным картинкам.
- Определение недостающих частей предметов, выделение сходства и различия.
- Сравнительный анализ зрительных образов предметов с выделением дифференцированных признаков.
- Двигательные упражнения с погремушкой, мячом, платочком, флажком.
- «Рисование» в воздухе рукой.
- Упражнения с пластилином, тестом, куклами бибабо.
- Письменные упражнения в тетради по развитию мелкой моторики, начинающиеся с простейших заданий:
— упражнения в ориентировании на плоскости листа;
— соединение двух точек по горизонтали и вертикали;
— обведение пунктирных линий цветными карандашами;
— раскрашивание-штриховка;
— обведение контура по трафарету и шаблону;
— соединение множества точек;
— копирование образца;
— обводка образца через кальку.
Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела
ЗАДАЧИ
- Выработка представлений о схемах лица и тела, предметах и их пространственных характеристиках.
- Развитие соответствующих навыков ориентировки в пространстве.
- Активизация ощущений тела как системы координат.
- Формирование сенсорного и тактильного гнозиса.
- Формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса.
ПРИЕМЫ
- Развитие умения ориентироваться на плоскости и в трехмерном пространстве.
- Выполнение действий с игрушками и предметами по инструкции.
- Узнавание контурных и силуэтных изображений.
- Различение предметов в условиях наложения и зашумления.
- Определение сторон собственного тела.
- Определение сторон тела у людей, изображенных на картинках и у сидящих напротив.
- Игры: «Зеркало», «Обезьянки», «Делай как я».
- Упражнения в перекрестном ориентировании.
- Определение недостающих частей у предметов по картинкам.
- Доски Сегена, «Почтовый ящик», «Волшебный мешочек».
- Складывание разрезных картинок из 2—9 частей, разрезанных по вертикально-го-ризонтальным и диагональным линиям.
- Конструирование из кубиков.
Развитие пространственно-временных представлений
ЗАДАЧИ
- Ориентировка в длительности и последовательности явлений, составляющих целое.
- Развитие зрительно-предметного восприятия.
- Вычленение признаков предмета.
- Восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объемных предметов.
- Дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм.
- Формирование интегративного образа буквы.
ПРИЕМЫ
- Последовательное разложение серии картин с изображением времен года с любой точки отсчета.
- Установление последовательного ряда частей суток и дней недели.
- Наложение палочек и геометрических фигур на образец.
- Конструирование из 2—5 палочек по образцу и памяти.
- Выкладывание мозаики разного цвета по образцу, памяти и инструкции.
- Конструирование целого из частей.
- Упражнения на обозначение пространственного расположения предметов.
- Воссоздание силуэтов из наборов геометрических фигур.
- Конструирование из палочек предметных изображений (домик, кораблик, мебель) по воображению.
- Идентификация аналогичных пространственных ситуаций, в которых участвуют различные объекты.
- Дорисовывание незаконченных рисунков.
- Рисование фигур по опорным точкам.
- Зрительный анализ букв и цифр с делением на составляющие элементы.
- Синтез букв и цифр, выявление сходства и различия между похожими изображениями.
- Конструирование букв и цифр из палочек, спичек, геометрических фигур.
- Реконструирование букв с добавлением нового элемента, перестановки элементов.
- Нахождение правильно изображенной буквы (цифры) в ряду среди правильно и зеркально написанных.
- Узнавание объемных букв из «Волшебного мешочка».
- Узнавание букв и цифр в различных вариантах написания, условиях наложения и зашумления.
- Соотнесение букв и цифр с различными значками.
- Дописывание в тетради элементов букв.
- Выкладывание целой буквы или цифры из различного количества частей.
Развитие слухового внимания
ЗАДАЧИ
- Расширение рамок слухового восприятия.
- Развитие слуховых функций, направленности слухового внимания, памяти.
- Формирование основ слуховой дифференциации, представлений о различной ин-тенсивности неречевых и речевых звуков, способности дифференцировать речевые звуки.
- Совершенствование фонематического восприятия.
- Осознание звуковой стороны речи.
ПРИЕМЫ
- Привлечение внимания к звучащему предмету.
- Совершение действий в соответствии со звуковым сигналом.
- Определение местонахождения и направленности звука.
- Знакомство с характером звучащих предметов.
- Различение звучания шумов и простейших музыкальных инструментов.
- Воспроизведение звучания предметов (музыкальных инструментов) в заданной последовательности.
- Запоминание последовательности звучаний (шумов) предметов.
- Различение и запоминание цепочки слогов.
- Членение речевого потока на смысловые фрагменты.
Развитие чувства ритма
ЗАДАЧИ
- Формирование ритмико-интонационной стороны речи, ассоциативных связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного).
- Формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью.
- Знакомство с ритмико-интонационными характеристиками звуков.
- Развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.
- Формирование интонационной выразительности и ритмико-интонационных пара-метров слова.
ПРИЕМЫ
- Воспроизведение ритма в движениях и играх.
- Ходьба и маршировка под музыку, двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением.
- Ритмичные упражнения для рук и ног.
- Воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием.
- Воспроизведение последовательности ударов с опорой на зрительный и слуховой ряд.
- Развитие двигательной и ритмико-интонационной активности.
- Развитие речевых вокализаций.
- Знакомство со схемой ритма.
- Соотнесение ритма со схематическим изображением.
- Воспроизведение симметричных и асимметричных рисунков.
- Произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек.
- Дифференциация ритмических рисунков.
- Отображение определенных качеств движения.
- Ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.
- Отхлопывание ритмической структуры стихотворных текстов.
- Восприятие, дифференциация и воспроизведение различных ритмов.
- Упражнения на развитие навыка интонационного подражания.
- Ритмические действия в сочетании с движениями рук, хлопками.
Формирование фонологического структурирования
ЗАДАЧИ
- Формирование слоговой структуры слова, умения визуально контролировать движения нижней челюсти при произнесении слогообразующих гласных.
- Анализ слогов и слов.
- Развитие речеслухового, речедвигательного и зрительного образа звуков.
- Формирование фонематического анализа, предваряющего моделирование звукового синтеза слова.
- Развитие навыка анализа и синтеза на основе упражнений в словообразовании.
ПРИЕМЫ
- Упражнения на слухопроизносительную дифференциацию звуков.
- Упражнения в повторении слоговых цепочек с двигательными опорами.
- Выделение гласного звука в обратном и прямом слоге.
- Определение первого, второго, третьего слога.
- Определение «лишнего» слога в ряду одинаковых.
- Определение порядка звуков в слове.
- Упражнения на «наращивание» слога.
- Упражнения на добавление недостающего слога.
- Дифференциация слов с различной слоговой структурой.
- Нахождение различия в словах, сходных по звуковому составу.
- Определение наличия заданного звука в слове.
- Подбор слов с заданным звуком по картинкам и на слух.
- Определение позиции заданного звука (в начале, середине, конце слова).
- Выделение последнего звука в словах, оканчивающихся на твердый согласный.
- Выделение первого звука в слове.
- Угадывание слова, произнесенного по звукам.
- Определение количества звуков в слове.
- Дифференциация слов, сходных по звуковому составу.
- Различение слов-паронимов.
- Различение слов, отличающихся ударением.
Положительные результаты зависят от надлежащей организации системы сопровождения по профилактике нарушений чтения и письма. Внедрение в практику перечисленных методов дает формирование у детей полноценных психологических структурно-динамических механизмов внутренней готовности к овладению процессами чтения и письма. Это, в свою очередь, поможет избежать вторичных проблем школьной дезадаптации. Таким образом, ранняя пер-вичная профилактика значительно повышает шансы на успех обучения в школе.
Список использованной литературы
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: Учеб. для студ. вузов. М., 2009.
Кириллова Е.В. Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников// Развитие и коррекция. М., 1998.
Корпев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учеб. -метод, пособие. СПб., 1997.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.
Худенко ЕД., Кириллова Е.В. Система поэтапного формирования и коррекции фонетико-фонемати-ческого восприятия у детей с проблемами в развитии // Развитие и коррекция. М., 1999.
|