«Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога в формировании навыков чтения у воспитанников детского дома» |
Учим Чтению | |||
Автор: Щербакова Наталья Сергеевна, Сорокина Анастасия Александровна, Килина Ирина Юрьевна | |||
13.09.2019 09:07 | |||
«Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога в формировании навыков чтения у воспитанников детского дома» Подготовили:
Муниципальное казенное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Радуга» Кемеровская область, город Киселевск Формирование навыков правильного, беглого сознательного и выразительного чтения — одна из актуальных проблем учителя – логопеда и педагога – психолога. Доктор педагогических наук И.Т. Федоренко, исследуя процесс подготовки детей к усвоению знаний, роль чтения и письма в этом процессе, определил значение зрительного и слухового восприятия в формировании навыков чтения, роль оперативной памяти, произвольного и непроизвольного внимания, центрального и периферического зрения. Автор указывает на факторы, положительно влияющие на выработку техники чтения и тормозящие ее. «К первым относится интерес к чтению, внимательность, антиципирование, учет и корректирование техники чтения. Ко вторым – «трудные» слова, регрессии, слабая артикуляция, плохо поставленное дыхание. Для развития техники чтения необходимо первую группу факторов совершенствовать, а вторую – устранять».
Применяя в практике технологию личностно – ориентированного обучения (подхода), основной целью деятельности педагогических работников, в частности учителей-логопедов и педагогов-психологов, становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть организована по принципу оказания комплексной психолого-педагогической помощи. На индивидуальных и групповых занятиях учитель-логопед и педагог-психолог имеют возможность заниматься всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой; отслеживать процесс формирования навыков чтения. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций. Учитель — логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь. Деятельность педагога — психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с формированием навыков чтения. Выделение основных направлений взаимодействия помогает более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно — развивающего процесса. Чтение – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой (звуком, слияние букв в слоги, слогов в слова). Выделяется пять этапов развития техники чтения: I этап – начальный (аудирование, прослушивание чтения педагога – чтение за педагогом – чтение в паре – многократное чтение – пересказ с опорой на текст); II этап – развитие кратковременной памяти (аудирование, прослушивание чтения педагога – чтение за педагогом – чтение в паре – многократное чтение – пересказ с опорой на текст – убыстрение темпа чтения – переход на незнакомый текст); III этап – совершенствование внимания и развитие угла зрения (чтение в паре – многократное чтение – пересказ с опорой на текст – убыстрение темпа чтения – переход на незнакомый текст); IV этап – уверенное чтение адаптированных текстов (многократное чтение – убыстрение темпа чтения – чтение отрыва взгляда от текста – переход на незнакомый текст); V этап – беглое чтение любых текстов (самостоятельное чтение). Для каждого этапа характерна своя скорость чтения и система упражнений. На каждом этапе используются следующие виды упражнений:
Использование в совместной деятельности данной методики с опорой на важнейшие психофизиологические процессы, позволяют в короткие сроки добиться желаемых результатов по технике чтения.
|