Уровни восприятия поэтических произведений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта |
Учим Чтению | |||
Автор: Гусенова Раъно Хусаиновна | |||
18.11.2017 07:25 | |||
Уровни восприятия поэтических произведений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта Р.Х. Гусенова г. Мыски, Кемеровская обл. Наука -есть поэзия интеллекта, Первый уровень — восприятие старшими дошкольниками с нарушением интеллекта поэтических произведений характеризуется отсутствием целостного восприятия о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами.
Непосредственное эмоциональное запоминание при чтении или слушании текста яркое и достаточно точное, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями, описанными в произведении. Понимание произведения развито слабо. Дети не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя. Отвечая на вопросы взрослого, дети не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, часто отказываются говорить. Художественное произведения воспринимается ими как описание случая, или вовсе не могут описать его. При постановке вопросов к тексту произведения дети с нарушением интеллекта вовсе не справляются с заданием, или ставят один – два вопроса, как правило, к началу текста. На втором уровне также выделяется точное эмоциональное переживание, дети с нарушением интеллекта способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно. Понимание произведения у них развито слабо, воссоздание образа подменяется подробным перечислением отдельных деталей. Запоминание и интерес детей сосредоточен на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связанны друг с другом. При специальных вопросах взрослого могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько на изображение героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными. Обобщение прочитанного подменяется коротким, сжатым пересказом. Содержания в большинстве случае совсем не связанным и не понятным. На третьем уровне дошкольники отличаются точными эмоциональными переживаниями, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств, с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети самостоятельно осмысляют произведение, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей. В произведении их интересуют, прежде всего, герои. Дети, верно, определяют мотивы, последствия поступков персонажа, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступок. При специальных вопросах взрослого они могут определить авторскую позицию. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа. При постановке вопросов к произведению у детей данной группы преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев и на установление причинно-следственных связей. Критерии для оценки уровня восприятия поэтического произведения Интерес к произведению:
Эмоциональное переживание:
Осмысление произведения:
Запоминание произведения:
Целостное восприятие произведения:
Список литературы
|