Организация работы по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада |
Адаптация | |||
Автор: Литвинова Олеся Эдуардовна | |||
12.08.2023 08:55 | |||
Организация работы по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Литвинова Олеся Эдуардовна, воспитатель МБОУ «Губернаторский лицей №101 имени Ю.И Латышева» «ДОУ Уникум» г. Ульяновск Аннотация: в статье раскрыта проблема организации работы по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Приведена характеристика адаптации, ее фазы и степени. Представлено описание направлений работы, включающих работу с детьми, родителями, создание развивающей предметно-пространственной среды. Ключевые слова: адаптация, дети младшего дошкольного возраста, детский сад, направления работы.
Начиная с трех летнего возраста, дети начинают посещать детский сад. Учитывая возрастные особенности и резкую смену обстановки, по отношению к воспитанникам этого возраста встает вопрос об особенностях протекания процесса адаптации к новым условиям. Значимость этой проблемы связана с тем, что успешное вхождение ребенка в группу детского сада, обеспечит благоприятное и полноценное психофизическое и личностное развитие. Негативная же адаптация приведет к возникновению дезадаптации детской личности в целом, тормозящей социально-личностную активность ребенка и формирование познавательной сферы не только на этом возрастном этапе, но и на последующих. В работах А.А. Житниковой [1], И.В. Кантор [2], К.Л. Печоры [3], Р.В. Тонково-Ямпольской [4] адаптация детей, поступающих в детский сад, характеризуется, прежде всего, процессами отрыва от матери и вхождения в новые и непривычные социально-психологические условия группы сверстников. Это воспринимается детьми как стрессовая ситуация, проявляющаяся нарушениями сна, питания, изменениями настроения, снижением иммунитета и защитных сил организма. Данные научных исследований Р.В. Тонково-Ямпольской [4]и собственный опыт работы с младшими дошкольниками показывают, что младшие дошкольники адаптируются к условиям детского сада не быстро. Это процесс занимает достаточно времени и имеет несколько фаз:
Следует отметить, что процесс адаптации не только занимает достаточное время, но его острая фаза может быть выражена у детей несколькими степенями [2]:
Учитывая, что адаптация значимый процесс вхождения младших дошкольников в условия детского сада, от качество протекания которого во многом зависит, как физическое, так и психическое благополучие детей, то воспитателям необходимо внимательно относится к каждом ребенку и грамотно организовывать работу. Опираясь на положения научно-методической литературы и собственный педагогический опыт, работу по адаптации младших дошкольников к условиям детского сада необходимо организовывать одновременно по нескольким направлениям:
Реализуя работу с младшими дошкольниками в период адаптации, необходимо, в первую очередь, развивать у каждого ребенка интерес к общению и взаимодействию со сверстниками и педагогами, игровые интересы. Для этого следует регулярно и систематически организовывать совместные игры-забавы, основанные на совместном выполнении простых и знакомых движений и действий ( «Солнышко и дождик», «Ножки» и т.д.). Постепенно следует вводить более сложные игры, требующие совместного выполнения игровых действий ( «Куклы пляшут» и т.д.). Далее младших школьников необходимо включать в элементарные сюжетно-ролевые игры, построенные на обыгрывании знакомых и повседневных сюжетов. Работая с детьми, начавшими посещать группу, следует также проводить мероприятия, позволяющие познакомиться с окружающим пространством и правилами группы. С этой целью организуются беседы, экскурсии по помещениям детского сада и пр. Сложность процесса адаптации младших дошкольников к условиям детского сада требует обязательного взаимодействия с родителями, направленного на обогащение их родительского опыта методами и приемами поддержки и помощи собственного ребенка в этот момент. Это требует проведения регулярных бесед, консультаций, тренингов и пр. Важно вовлекать каждого родителя в воспитательный процесс, организуя различные совместные досугово-развлекательные мероприятия: утренники, праздники, конкурсы и т.д. Успешность процесса адаптации младших дошкольников зависит также от созданной развивающей предметно-пространственной среды в группе. Она должна способствовать развитию познавательной и социально-коммуникативной активности каждого воспитанника, освоению правил группы, формированию самостоятельности в выполнении культурно-гигиенических навыков. Немаловажным аспектом является и то, что среда должна позволять снимать детям повышенную тревожность, неуверенность. С этой целью следует организовывать определенные зоны или пространства:
Подводя итог всему вышеизложенному, необходимо отметить, что период адаптации младших дошкольников к условиям детского сада является одним из значимых, требующим организованной и систематической работы с самими детьми и родителями, а также создание благоприятной развивающей предметно-пространственной среды. Список литературы
|