Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация работы по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Адаптация
Автор: Литвинова Олеся Эдуардовна   
12.08.2023 08:55

Организация работы по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского садаОрганизация работы по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Литвинова Олеся Эдуардовна, воспитатель МБОУ «Губернаторский лицей №101 имени Ю.И Латышева» «ДОУ Уникум» г. Ульяновск

Аннотация: в статье раскрыта проблема организации работы по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Приведена характеристика адаптации, ее фазы и степени. Представлено описание направлений работы, включающих работу с детьми, родителями, создание развивающей предметно-пространственной среды.

Ключевые слова: адаптация, дети младшего дошкольного возраста, детский сад, направления работы.

 

Начиная с трех летнего возраста, дети начинают посещать детский сад. Учитывая возрастные особенности и резкую смену обстановки, по отношению к воспитанникам этого возраста встает вопрос об особенностях протекания процесса адаптации к новым условиям. Значимость этой проблемы связана с тем, что успешное вхождение ребенка в группу детского сада, обеспечит благоприятное и полноценное психофизическое и личностное развитие. Негативная же адаптация приведет к возникновению дезадаптации детской личности в целом, тормозящей социально-личностную активность ребенка и формирование познавательной сферы не только на этом возрастном этапе, но и на последующих.

В работах А.А. Житниковой [1], И.В. Кантор [2], К.Л. Печоры [3], Р.В. Тонково-Ямпольской [4] адаптация детей, поступающих в детский сад, характеризуется, прежде всего, процессами отрыва от матери и вхождения в новые и непривычные социально-психологические условия группы сверстников. Это воспринимается детьми как стрессовая ситуация, проявляющаяся нарушениями сна, питания, изменениями настроения, снижением иммунитета и защитных сил организма.

Данные научных исследований Р.В. Тонково-Ямпольской [4]и собственный опыт работы с младшими дошкольниками показывают, что младшие дошкольники адаптируются к условиям детского сада не быстро. Это процесс занимает достаточно времени и имеет несколько фаз:

  • острую фазу, когда происходит ярко выраженная реакция детей на новые условия, влекущая изменения в соматическом и психическом состоянии. Она длится в среднем около месяца
  • подострая фаза, характеризующаяся стабилизацией поведения, восстановлениями сна и аппетита, но несколько замедленными реакциями организма и психики на развивающее педагогическое воздействие. Длительность этой фазы около 3-5 месяцев
  • фаза компенсации, на которой преодолеваются все негативные последствия, ускоряются темпы развития детей, происходит полное вхождение в социальное пространство группы сверстников.

Следует отметить, что процесс адаптации не только занимает достаточное время, но его острая фаза может быть выражена у детей несколькими степенями [2]:

  • легкой, когда негативные явления в физиологических показателях, поведенческих реакциях, эмоциональном фоне начинают приближаться к нормальному состоянию через 1,5-2 недели
  • средней, когда продолжительность изменений в психофизиологических и поведенческих параметрах более длительная, проявляющаяся около одного месяца
  • тяжелой, когда помимо длительных и стойких изменений поведения, наблюдаются частые болезни и явный регресс в психическом развитии. Она длится от двух месяцев до шести, при этом у ребенка происходит физическое и психическое истощение.

Учитывая, что адаптация значимый процесс вхождения младших дошкольников в условия детского сада, от качество протекания которого во многом зависит, как физическое, так и психическое благополучие детей, то воспитателям необходимо внимательно относится к каждом ребенку и грамотно организовывать работу.

Опираясь на положения научно-методической литературы и собственный педагогический опыт, работу по адаптации младших дошкольников к условиям детского сада необходимо организовывать одновременно по нескольким направлениям:

  • непосредственная работа с воспитанниками, нацеленная на развитие их эмоционально-волевой сферы, способностей к общению со сверстниками и взрослыми, на сохранение эмоционального благополучия и коррекцию негативных психофизических реакций
  • взаимодействие с родителями детей по вопросам адаптации каждого ребенка к условиям группы
  • создание развивающей предметно-пространственной среды, позволяющей приспосабливать каждого воспитанника к новым социально-психологическим условиям, преодолевать трудности.

Реализуя работу с младшими дошкольниками в период адаптации, необходимо, в первую очередь, развивать у каждого ребенка интерес к общению и взаимодействию со сверстниками и педагогами, игровые интересы. Для этого следует регулярно и систематически организовывать совместные игры-забавы, основанные на совместном выполнении простых и знакомых движений и действий ( «Солнышко и дождик», «Ножки» и т.д.). Постепенно следует вводить более сложные игры, требующие совместного выполнения игровых действий ( «Куклы пляшут» и т.д.). Далее младших школьников необходимо включать в элементарные сюжетно-ролевые игры, построенные на обыгрывании знакомых и повседневных сюжетов.

Работая с детьми, начавшими посещать группу, следует также проводить мероприятия, позволяющие познакомиться с окружающим пространством и правилами группы. С этой целью организуются беседы, экскурсии по помещениям детского сада и пр.

Сложность процесса адаптации младших дошкольников к условиям детского сада требует обязательного взаимодействия с родителями, направленного на обогащение их родительского опыта методами и приемами поддержки и помощи собственного ребенка в этот момент. Это требует проведения регулярных бесед, консультаций, тренингов и пр. Важно вовлекать каждого родителя в воспитательный процесс, организуя различные совместные досугово-развлекательные мероприятия: утренники, праздники, конкурсы и т.д.

Успешность процесса адаптации младших дошкольников зависит также от созданной развивающей предметно-пространственной среды в группе. Она должна способствовать развитию познавательной и социально-коммуникативной активности каждого воспитанника, освоению правил группы, формированию самостоятельности в выполнении культурно-гигиенических навыков. Немаловажным аспектом является и то, что среда должна позволять снимать детям повышенную тревожность, неуверенность. С этой целью следует организовывать определенные зоны или пространства:

  • зона совместных игр, которая делится на пространства для активных и спокойных игр
  • зона или уголок уединения, в котором ребенок может побыть один под присмотром педагога, чтобы снять излишние эмоции или негативные реакции, полученные при общении со сверстниками.

Подводя итог всему вышеизложенному, необходимо отметить, что период адаптации младших дошкольников к условиям детского сада является одним из значимых, требующим организованной и систематической работы с самими детьми и родителями, а также создание благоприятной развивающей предметно-пространственной среды.

Список литературы

  1. Житникова А.А. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения // Концепт. –2015. –Т. 10. –С. 281-285.
  2. Кантор И.В. Адаптация детей к условиям дошкольной организации в концепции ФГОС ДО // Воспитание и обучение детей младшего возраста. –2017. –№ 6. –С. 174-175.
  3. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. –М.: Издательство Скрипторий, 2016. – 96 с.
  4. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. –М.: Педагогика, 2010. –122 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год