Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ |
Адаптация | |||
Автор: Емельянова Наталья Александровна | |||
15.03.2023 19:42 | |||
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, так как малыш именно в этот период детства менее всего приспособлен к отрыву от родных. Поэтому адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Существенную помощь в организации воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации могут оказать методические разработки и рекомендации Л. В. Белкиной, Н.Д. Ватуниной, К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной, И.М. Кононовой и др. В них раскрываются факторы психологического благополучия и условия успешной адаптации, методы взаимодействия детского сада и семьи, требования к подготовке детей к детскому саду в условиях семьи. Как помочь ребёнку адаптироваться к условиям ДОУ?
Для облегчения прохождения адаптационного периода и дальнейшего развития малыша необходимо прежде всего учитывать совместную организацию периода адаптации воспитателями и родителями. Перед тем, как ребёнок поступит в ДОУ, необходимо при первой встрече воспитателя с родителями актуализировать и дополнить представления о трудностях, с которыми малыш столкнётся в группе. Предложить совместными усилиями облегчить их и обсудить последовательность поведения по отношению к малышу дома, обсудив следующие проблемы: «Каков распорядок дня ребенка?», «Как в семье проводятся режимные процедуры?», «Какой тип общения предпочитает малыш?», «Как ребёнок относится к посторонним взрослым?», «Испытывает ли трудности в обществе сверстников?» Полученную информацию воспитатель должен учитывать в процессе последующей индивидуальной работы с ребёнком в детском учреждении. Для дальнейшего обеспечения преемственности воспитания ребёнка в семье и ДОУ, необходимо продолжать налаживать между ними обратную связь. Родители должны быть уверенны, что воспитатели делают всё необходимое для эмоционального благополучия, успешной адаптации и развития ребенка. Одним из важных элементов взаимодействия с семьей в период адаптации является ежедневная беседа, проводимая утром при встрече и вечером, когда малыша забирают домой. Воспитатель должен проявлять внимание и чуткость к проблемам родителей, отвечать на все их вопросы, активно интересоваться событиями и обстоятельствами жизни ребенка в семье. Таким образом выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду — важнейшее условие, облегчающее его адаптацию. Следующим условием для облегчения прохождения ребенком периода адаптации является завоевание воспитателем доверия малыша, его привязанности. В этом могут оказать существенную поддержку соблюдение следующих принципов, применяемых в процессе общения с ребенком:
В период адаптации воспитателю следует учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей: их темперамент, предпочтения и вкусы в еде, игры и игрушки. Так как детям раннего возраста трудно приспособиться к многочисленным изменениям, поэтому в период привыкания к условиям детского сада необходимо поддерживать их привычки. Например, перед сном малыша можно покачать, предложить взять с собой игрушку, спеть колыбельную. Серьезной проблемой в период адаптации является организация процесса питания, так как существенно отличается от домашних условий, привычных для ребенка: наименованием блюд, объемом, продолжительностью, методами и приемами. Если у ребенка не сформированы навыки самостоятельности в еде, то воспитатель использует показ с объяснением, поощрение, пример сверстника, игровые приемы, «докармливает» малыша и др. Не следует кормить ребенка силой, заставлять полностью съедать непривычную пищу. Целесообразно использовать принцип постепенности, индивидуальности, создавать условия, способствующие возникновению аппетита. Так же необходимо удовлетворять потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое общение с ребенком, использование «домашнего» имени, периодическое пребывание малыша на руках воспитателя дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться. Главное – заинтересовать малыша новой для него ситуацией, вызвать у него желание ещё раз прийти в дошкольное учреждение, предупредить возникновение страха перед новыми для него людьми и обстановкой. Так же условием для облегчения адаптации детей к дошкольному учреждению является постоянство среды. Малыш чувствует себя спокойнее, когда его окружают знакомые ему вещи. Поэтому, для того чтобы сделать первые дни пребывания ребёнка в дошкольном учреждении максимально комфортными, благоприятными для его эмоционального благополучия можно посоветовать родителям принести любимую игрушку, бутылочку с соской, из которой он дома пьёт, одеяльце, с которым спит и пр. Знакомые предметы, находящиеся в поле зрения малыша помогут ему облегчить переживание одиночества, уменьшить страх разлуки с родителями. Таким образом, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Стремиться к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждать и не допускать проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам воспитания, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми, детьми, педагог обеспечивает решение образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса. Список используемой литературы:
https://www.center-sozvezdie. ru/journal/adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu-sovety-roditelyam. html
|