Организация педагогической деятельности по обеспечению адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ посредством изобразительной деятельности. |
Адаптация | |||
Автор: Болотина Алена Николаевна | |||
23.03.2023 19:29 | |||
Организация педагогической деятельности по обеспечению адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ посредством изобразительной деятельности. Статью подготовила воспитатель структурного подразделения государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 2 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области — детский сад «Петушок» г. Нефтегорска Болотина Алёна Николаевна Адаптации ребенка в дошкольном учреждении является актуальной как для современного общества, так и для современной практической педагогики и психологии. Детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном.
Исследования Л. С. Выготского, В. В. Зинкевич-Евстигнеева, Давыдова В.В. и других свидетельствуют о том, что изобразительная деятельность выступает благоприятным условием в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения и является условием для саморазвитию личности ребенка. Изобразительная деятельность отвечает эмоциональным потребностям ребенка и оказывает на его психическое состояние положительное воздействие, позволяет справиться со многими проблемами в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждении. Целью нашей опытно-экспериментальной работы является теоретическая конкретизация проблемы адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада и разработка комплекса занятий по повышению уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада с использованием изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности носит эмоциональный, творческий характер. Используемые в процессе адаптации активные игры по изобразительному творчеству: рисование пальчиками, разноцветные кирпичики, цветные брызги, зеркальное озеро, пластилинография, кляксография, нетрадиционное рисование хорошо снижает эмоциональную напряженность детей, учит управлять своими чувствами, отвлекает от переживаний, вследствие чего процесс адаптации проходит легче. В процессе исследование уровня адаптации и эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада, была проведена опытно-экспериментальная работа. Для реализации поставленных целей был использован метод наблюдения (методику диагностики адаптации Давыдов В.В.), которая позволяет в привычной для детей обстановке изучить их эмоциональное состояние, деятельность, умения общаться со взрослыми и сверстниками, особенности сна, аппетита, речи детей. В ходе которой было выявлено, что: 50 % детей испытывают легкую адаптацию к детскому саду, 40% детей испытывают среднюю адаптацию, 10% детей перенесли сложную степень адаптации. Для решения данной проблемы была разработана система мероприятий оптимизации по повышению уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения с использованием изобразительной деятельности. В конце учебного года, в мае 2022 года было проведено повторное исследование эмоционального состояния и адаптированности детей младшего дошкольного возраста, экспериментальной и контрольной групп. Первая степень выраженности обнаружена у 57% детей экспериментальной и 43% контрольной группы. Вторая степень выраженности– у 43% детей экспериментальной, и 29% контрольной группы. Третья степень выраженности – у 0% детей экспериментальной группы, и 29% – контрольной группы. В качестве методик были применены анкетирование родителей и методику наблюдения, законы родительства предложенную Дьяченко, О.М Смирнов Е.О которые показало, что 14% детей экспериментальной группы и 0% детей контрольной группы набрали 3 — 2,6 баллов, они были готовы для поступления в детский сад. По 57% детей экспериментальной и контрольной групп набрали 2,5 — 2 баллов – они условно готовы, 29% детей экспериментальной группы и 43% детей контрольной группы были не готовы к поступлению в детский сад. Они набрали 1,9 — 1,6 баллов. Первая степень выраженности эмоциональных состояний была обнаружена в начале исследования у 14% детей и экспериментальной и контрольной групп. Вторая степень выраженности– у 57% детей экспериментальной, и 43% контрольной группы. Третья степень выраженности – у 29% детей экспериментальной группы, и 43% – контрольной группы. Повторное диагностическое исследование показало, что в экспериментальной группе эмоциональное состояние детей проявилось в лучшей степени. Они более спокойны, склонны к радости, у них выше интерес к новому. На занятиях использовались такие виды изобразительной деятельности, как рисование на бумаге (кисточками, руками, пальчиками), рисование красками на камне, рисование на крупе (песке), аппликация, лепка из пластилина. Проведенная диагностика выявила, что адаптация детей младшего дошкольного возраста прошла более успешной в экспериментальной группе, где была проведена предварительная работа с родителями, а с детьми воспитатели углубленно занимались изобразительная деятельностью. Таким образом, можно сделать вывод, что изобразительная деятельность является средством успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста, к условиям дошкольного образовательного учреждения, а это – необходимое условие полноценного развития ребенка. Список использованных источников:
|