Ручной труд в дошкольном учреждении, как условие социальной адаптации ребенка |
Адаптация | |||
Автор: Касьянова Яна Владимировна | |||
06.02.2022 21:59 | |||
Ручной труд в дошкольном учреждении, как условие социальной адаптации ребенка «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее…» (Н. Д. Бартрам) Воспитатель: Касьянова Яна Владимировна Перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача максимально подготовить детей к обучению в школе, а в будущем к самостоятельной жизни. Особое место в этой работе, несомненно, принадлежит трудовой деятельности. Качество трудовой деятельности детей должно определяться не столько уровнем развития их двигательных навыков, сколько уровнем самостоятельности ребенка определяющих ее содержание.
Ручной труд имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, восприятия, творческого воображения, стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтоб сделать поделку, должен запомнить приемы и способы, последовательность ее изготовления. Дети учатся работать по плану-схеме, анализируют свое работу и работу других детей. Закрепляют геометрические понятия: угол, сторона, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал. Ручной труд активизирует мыслительные процессы. В процессе работы у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным объяснением и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Совершенствуются трудовые умения ребенка, формируется культура труда, развиваются личностные качества. Ручной труд способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, сшив платье для кукол, связав корзинку для «Красно Шапочки», дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествия... В процессе ручного труда у детей развиваются творческие способности, художественный вкус, развивается познавательный процесс в ознакомлении с окружающим миром и миром предметов, через общение со взрослым расширяется словарный запас, развивается речь детей. Воспитывается самостоятельность при решении умственных задач, усидчивость, терпение, настойчивость, желание довести начатое до конца, дружеские взаимоотношения при выполнении коллективных работ. Начиная работу с детьми 4-го года обучения для того, чтобы планируемая деятельность по ручному труду охватывала все стороны социального развития детей, можно составить план повседневного планирования трудовой деятельности:
Определить следующие этапы работы на учебный год:
Пальчиковые игры имеют огромное значение в развитии детей. С помощью этих игр вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, подвижность, концентрация внимания на одном виде деятельности развивается ориентировка, то есть происходит всестороннее развитие процессов, так как значение работы с рукой очень велико: происходит развитие соответствующих разделов мозга и обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, что оказывает эффективное воздействие на обучение детей ручному труду и в дальнейшем обучение детей в школе. Выучивание пословиц о труде, загадки об инструментах, позволяет детям получить некоторое представление о труде и орудиях труда. Приступая к работе по обучению детей к каждому виду ручного труда, сначала надо познакомить ребенка с материалами, их качеством и свойствами, необходимым набором инструментов и правилами работы с ними. Таким образом, изготовление различных игрушек, поделок, нужных вещей из картона, бумаги, тканей, ниток, бытовых и бросовых отходов, природного материала развивают у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуются сенсорно-моторные навыки, тактильно-двигательные ощущения, происходит развитие глазомера, концентрируется внимание, т.к. заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Занимаясь трудом, ребенок учится жить с другими, учитывать интересы, правила и нормы поведения в обществе. Там, за порогом детской жизни, им придется обустраивать свой быт, свою культурную жизнь в обществе. И все, что закладывается в детстве, будет сопутствовать обустройству их жизни и становлению социальной компетентности личности. Таким образом, ручной труд является одним из средств дошкольного воспитания, как условие становления социальной компетентности личности.
|