«Адаптация ребенка к условиям жизни в дошкольном общеобразовательном учреждении» |
Адаптация | |||
Автор: Марущенко Татьяна Шафкатовна | |||
23.12.2021 21:29 | |||
«Адаптация ребенка к условиям жизни в дошкольном общеобразовательном учреждении» Вопрос о том, отдавать ребенка в детский сад или не отдавать, встает практически перед каждой семьей, имеющей маленьких детей. Некоторые семьи вынуждены это делать, но идут на этот шаг неохотно. Другие семьи придерживаются той точки зрения, что современный ребенок должен находиться в среде сверстников, приобретать тот социальный опыт, который облегчит его переход в школу. Наконец, есть родители, которые достаточно высоко оценивают образовательный потенциал дошкольного учреждения и поэтому сознательно не хотят ограничивать воспитание собственного ребенка рамками семьи. Какова бы ни была позиция семьи по отношению к дошкольному учреждению, поступление ребенка в него вызывает у родителей переживания, волнения, опасение за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с педагогом, сверстниками. Эти волнения и тревоги закономерны, так как поступление в детский сад — сложный период в жизни дошкольника, сколько бы лет ему ни было от роду, своеобразный экзамен его психике, здоровью. Не только врачам, психологам, педагогам, но и родителям знакомо понятие "адаптация". Бытовое его определение звучит так: "Приспособление организма к изменяющимся условиям существования". Следовательно, изменения в поведении, в настроении, состоянии здоровья детей, объясняются затрудненной адаптацией, т.е. привыканием к сменившимся условиям жизни.
Интерес к проблеме адаптации (а вместе с ним понимание ее социального значения) возникает в конце 40-х — начале 50-х годов. Впервые на его важность в нашей стране указала Н. М. Аксарина. В основу ранних исследований был положен ряд положений, которые нашли свое отражение в педагогической практике. Многочисленные исследования отечественных ученых (Ватутина, Соловьева, Лисина и др.) доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. Профессор Н. М. Аксарина, касаясь этой темы, приводила пример. Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется. Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении — с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной. Адаптация (позднелат. adaptatio — прилаживание, приспособление, от лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления, строения и функций организмов, и их органов к условиям среды. Ч.Дарвин установил (1859), что эволюция живых форм осуществляется через эволюцию их приспособлений к среде. С этого времени в биологии утвердилось положение, согласно которому "адаптация не есть нечто внутренне присущее и заранее данное организмам, но всегда возникает и развивается под воздействием трех основных факторов органической эволюции — изменчивости, наследственности и естественного отбора". В физиологии и медицине понятие адаптации обозначает процесс привыкания. В основу конструктивного подхода к решению проблемы адаптации ложится и социальный аспект. Социальная адаптация — способность предвидеть и заранее подготовиться к изменениям внешней среды, дающая возможность быстро и без существенных нарушений приспособиться к новым условиям, так же как воздействовать на них соответственно своим потребностям, присуща только человеку. Эта высокая адаптивная способность человека не является врожденной, она развивается как следствие постоянно расширяющихся связей человека со средой. Способность к быстрой перестройке и приспособлению к меняющимся условиям становится все более решающим компонентом развития личности, работоспособности, выносливости. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются 2 основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). В ходе комплексного исследования, проведенного ученым в разных странах, было выделено 3 фазы адаптационного процесса:
Различают 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. Для взрослого человека перемена обстановки, встреча с новыми лицами — дело привычное, часто привлекательное. Иное дело — ребенок-дошкольник. Его жизненный опыт невелик, и приспособление к новым условиям требует разрушения некоторым сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. Ребенок тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, родным домом и привычным для него укладом жизни. Такое приспособление требует торможения ранее сложившихся связей и быстрого образования новых, что для детей первых трех лет жизни при слабости тормозных процессов и сравнительно малой подвижности нервных процессов является задачей хотя и возможной, но трудной для их нервной системы. Анализ поведения детей в первые дни при поступлении показывает, что этот процесс приспособления не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. Изменение образа жизни приводит, в первую очередь, к нарушению его эмоционального состояния, что проявляется в напряженности, беспокойстве или заторможенности. У ребенка появляется чувство тревоги, неуверенности, незащищенности, к которому примешивается чувство покинутости, брошенности. Он много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослыми или наоборот, раздраженно сторонится их и сверстников. На эти перемены в жизни дети отвечают, как говорил И.П. Павлов, реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они не хотят покидать дом, придумывают мнимые заболевания ("животик заболел"), а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям. Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что малыш забывает о еде, сне. Его пугают попытки воспитателей хоть как-то успокоить его. Ребенок настолько взбудоражен, что, возвращаясь, домой, не в состоянии успокоиться, не отпускает от себя мать, плохо ест, во время сна вздрагивает, плачет, часто просыпается. Примерно так же проходит второй, третий день. Хрупкий организм не выдерживает колоссальных нервных нагрузок: у ребенка может подняться температура, может появиться сыпь или же первые признаки расстройства желудка, срыгивание, рвота. Он начинает чаще и непроизвольно мочиться, бледнеет или краснеет. Такое состояние чаще наблюдается у детей первых двух лет. В новой обстановке ребенок чувствует себя напряженнее, скованнее, не может сориентироваться, что ему делать, как поступать в новых условиях, не засыпает, отказывается от еды, выходит из режима. Ребенка может напугать большое количество взрослых и детей в группе, громкий голос няни, резкие звуки, длительный шум. Он "застывает", становится бездеятельным, плаксивым. Может снизиться интерес к предметному миру, игрушкам, окружающему. У старших детей в период привыкания нарушаются ранее приобретенные навыки (например, ребенок становится нечистоплотным), наблюдается временная потеря речи и т.д. Общее подавленное состояние в совокупности с тем, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням. Известно: наиболее сложно адаптация проходит у детей второго года жизни. Все негативные проявления выражены в этом возрасте более ярко, чем у малышей, пришедших в детский сад после двух лет, а период восстановления растягивается иногда на 2-3 месяца. На второй год жизни приходится наибольшее количество заболеваний. Существуют разные степени сложности адаптационного периода, и многие дети достаточно быстро привыкают к новой социальной среде. У одних вхождение в новые условия протекает сравнительно легко, а у других — тяжело.
|