Социально-эмоциональное развитие ребенка младшего возраста в период его адаптации в дошкольном учреждении |
Адаптация | |||
Автор: Суханова Екатерина Николаевна | |||
08.11.2021 22:22 | |||
Социально-эмоциональное развитие ребенка младшего возраста в период его адаптации в дошкольном учреждении Во всём мире наблюдаются изменения семейных отношений. Институт семьи утрачивает свою ведущую социальную роль. Известный отечественный учёный И.В. Бестужев – Лада подчеркнул: общество стоит перед появлением новых форм социального взаимодействия полов и статуса брачных отношений. Если микроклимат семьи и душевное состояние взрослых не обеспечивает ребёнку эмоционального благополучия и радость детства, то в условиях общественного воспитания малыш должен «дополучить» их. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценке «образа «Я», эмоционально – потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально – психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. Каждое из обозначенных направлений развития нашло своё отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких выдающихся учёных, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Л.И. Бажович, а также их учеников и последователей.
Основными критериями социально – эмоционального развития ребёнка раннего возраста является формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми, его эмоциональная уравновешенность, достаточная автономность, способность к элементарному самообслуживанию, наличие навыков адекватного поведения, эмоциональная отзывчивость и эмоциональный подъём. Психологи определили и классифицировали эмоции. Известно, что люди различают шесть основных эмоций – радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Исследования показали, что каждая эмоция имеет своё мимическое выражение, однако одни распознаются легче, другие труднее. Так, например, радость легче узнаётся по выражению лица, чем гнев и страх. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений с людьми. Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека. На социальное развитие ребёнка огромное влияние оказывает атмосфера в семье, позиция ребёнка в структуре семьи, стиль воспитания. Наблюдая за поведением малышей, беседуя с родителями по вопросам воспитания, было выяснено, что в семьях прослеживается 3 стиля воспитания: авторитарный, разрешительно – попустительский и построенный на авторитете родителей. Авторитарные родители – сторонники послушания, силовых методов воздействия, подчинения, ограничения свободы. Они во всём контролируют ребёнка, используют дисциплинарные меры. Дети таких родителей чаще всего замкнутые, чувствуют себя отверженными, они испытывают тревогу и страх, подвержены быстрой смене настроения, часто агрессивны. При разрешительно – попустительском стиле воспитания, родители не сдерживают своих детей ни в каких их проявлениях и действиях, не пытаются ограничить их поведение. Некоторые родители очень любят своих детей и именно поэтому ни в чём им не отказывают. Дети у таких родителей настоящие «разбойники», они избалованы сверх меры, импульсивны, агрессивны, их поведение бывает абсурдным. Добиваться желаемого они способны криками, истериками, эмоциональным и поведенческим «шантажом». Минимум дисциплины в семье часто ведёт к социальной агрессии. Стиль воспитания, построенный на авторитете родителей, отличается тем, что родители направляют и контролируют деятельность своих детей, используя обсуждения, убеждения, подкрепления. Такие родители знают потребности и интересы ребёнка. Детей таких родителей можно назвать хорошо социально адаптированными. С родителями, в семьях которых доминирует авторитарный и разрешительно – попустительский стили воспитания, провожу мини – консультации, на которых вместе решаем педагогические ситуации, предлагаю читать статьи из журналов «Дошкольное образование» и «Дошкольное воспитание» о значении взаимодействия родителей и детей, о возможных последствиях. Интересно и содержательно было построено и проведено родительское собрание на тему «Роль семейных отношений в социально – эмоциональном развитии ребёнка». Взрослые в ходе совместного обсуждения дали определение, что такое «семейные отношения», обсудили предложенную семейную ситуацию (отрывок из литературного текста М.Шолохова). Мамы и папы выбирали наиболее результативный, бесконфликтный способ реагирования на поведение ребёнка, одного из супругов в наиболее типичных жизненных ситуациях. Хочется отметить, что за всё время своей педагогической практики, я стараюсь придерживаться «демократического» стиля общения во взаимодействии с детьми. Стараюсь обращать внимание не только на результативность процесса обучения, на поддержание должного порядка и дисциплины, но и на воспитание у детей определённых нравственных качеств и черт характера, прилагаю все усилия для создания условий формирования положительного эмоционального микроклимата группы. Ребята постоянно наблюдают и копируют отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Достаточно понаблюдать за поведением ребёнка, его игрой, отношениями со сверстниками, чтобы определить стиль взаимодействия воспитателя с детьми. Часто «вижу» себя в жестах и движениях своих подопечных, зарождающихся ролевых играх, репликах, фразовой речи. Приятно видеть спокойных, рассудительных, деловых ребят, а бывает и сердитых, грозящих пальцем. Ну, чем не показатель деятельности? Мною составлено перспективное планирование по данному вопросу для детей раннего возраста. Вопросам социально – эмоционального развития уделяю внимание в течение своего дня – это и деятельность в режимные моменты, и в организованной деятельности, и в свободной игре. В работе стараюсь использовать разнообразные приёмы и средства, чтобы способствовать адекватному социальному развитию малыша. Одним из основных понятий является «дисциплина». Дисциплина – это процесс научения, образования, т.е. средства, с помощью которых и осуществляется социализация. Цель дисциплины вижу в том, чтобы направить действие ребёнка, а не наказать за ошибку, сформировать такие этические и моральные нормы, которые соответствуют стандартам и правилам, установленным в данном обществе. С момента поступления ребёнка в дошкольное учреждение стараюсь развивать у него интерес, доверие, симпатию к взрослым и сверстникам. Развиваю способность видеть различные эмоциональные состояния взрослых и детей (радость, печаль, гнев), их умения и выражать сочувствие (пожалеть, помочь). Формирую представление о том, что хорошо, а что плохо, что можно делать (пожалеть другого человека, если ему плохо, больно, утешить обиженного и др.), а чего делать нельзя (драться, отнимать игрушку, говорить плохие слова и т.д.). Развиваю стремление слушать и слышать взрослого, привлечь внимание к себе, задать вопрос, выполнить просьбу, поручение, прислушаться к совету. Формирую элементарные способы общения: доброжелательно здороваться, отвечать на приветствие другого человека, вежливо выражать свою просьбу, благодарить. Воспитываю доброжелательное отношение к деятельности сверстника, развиваю желание заниматься каким – либо делом (игрой, рассматриванием книг, рисованием и т.д.) рядом и вместе с другими детьми, побуждаю малышей к взаимодействию. Считаю, что знакомство с понятиями о нормах дисциплинированного поведения может происходить только при соблюдении определённых условий: наличие доверия между взрослым и ребёнком; систематическое, а не временное проявление дисциплины, процесс обучения основывается на поощрении. Одним из показателей такой деятельности является успешная адаптация ребёнка в дошкольном учреждении. По истечении двухнедельного срока 70 % детей приходят на полный день пребывания в дошкольном учреждении. Адаптацию ребёнка можно оценить по следующим показателям: сон, аппетит, активность в играх и непосредственной образовательной деятельности, взаимоотношения со взрослыми, речевая активность, настроение детей. У каждого ребёнка имеется чек — лист, где был зафиксирован уровень адаптации. 64% детей адаптировалось на высоком уровне, 33% — на среднем, 3% — на низком. Опрос родителей показал, что абсолютное большинство малышей идёт в дошкольное учреждение с желанием и хорошим настроением, а у некоторых родителей состоит проблема в возвращении домой. Другой, не мало важный показатель – взаимодействие со взрослыми: воспитателями, младшими воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре. Дети плодотворно действуют под руководством взрослого или вместе с ним, пользуются его помощью. Начинают выражать просьбу словами, обращаясь к другому человеку, называют его по имени или имени и отчеству. И наконец, большинство детей начинает проявлять попытки контакта со сверстниками, могут слушать партнёра, наблюдать за его действиями и выказывать ему знаки доброжелательного или осуждающего отношения, а так же выполнять определённую деятельность совместно.
|